Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 83 Ю. М. Мартынюк, В. С. Ванькова, С. В. Даниленко Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого КУРСОВАЯ РАБОТА КАК ИНДИКАТОР САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ПРОГРАММИСТА Аннотация. Представлена точка зрения авторов на роль и особенности курсовой рабо- ты, выполняемой будущим программистом, в плане развития навыков самостоятельной ра- боты, самостоятельного поиска, самостоятельного принятия решений. Ключевые слова: курсовая работа, самостоятельность, научный поиск, подготовка бу- дущего программиста. На современном этапе развития общества и его системы образования наи- более остро встает вопрос о путях, методах и средствах развития самостоятель- ности подрастающего поколения при решении различных социальных и про- фессиональных задач. Не секрет, что молодежь наступившего века, живущая в условиях информационного общества, гораздо эрудированней старшего поко- ления в вопросах использования различного рода гаджетов и устройств, осно- ванных на применении всего спектра информационно-коммуникационных тех- нологий. Однако парадокс нашего времени заключается в том, что полная раскрепощенность и профессионализм студента в вопросах цифровых и сете- вых технологий соседствует в нем с некоей беспомощностью в вопросах само- стоятельного решения возникающих задач и проблем. Столкнувшись с очеред- ной проблемой (программа выдала ошибку, решение задачи привело не к тому результату, надо найти в книге фрагмент, относящийся к рассматриваемому во- просу и т.п.), очень часто студент оказывается в состоянии полной растерянно- сти. Подтверждением этому служат случаи из практики авторов, имеющих за плечами достаточно солидный опыт преподавания математики и программиро- вания в вузе. Например, лет десять-пятнадцать назад в студенческой среде счи- талось неприличным и даже где-то постыдным позвать преподавателя и попро- сить найти «ошибку в моей программе». Сейчас такие ситуации возникают не только на младших курсах, но и даже на выпускных. И в этом не вина, а скорее беда будущих специалистов. Большинство из них с детства были погружены в атмосферу репетиторства, в условиях которой любая ошибка, любой вопрос рассматривались индивидуально и под микроскопом. Кроме того, доступность оперативной информации в силу распространения сетевых технологий и мо- бильных устройств в некоторой степени расхолаживает студента и диктует ему необязательность заучивания, запоминания информации, т.к. ее всегда можно будет извлечь из сети. В силу этих и подобных им обстоятельств навыки самостоятельной рабо- ты, самостоятельного поиска, самостоятельного принятия решений у современ-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=