Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 76 З. В. Лукашеня, А. Э. Руднева Барановичский государственный университет (Белоруссия) ПЕРСПЕКТИВЫ НАСТАВНИЧЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ТРУДА Аннотация. В статье через выведение авторами понимания феноменов «наставничест- во» и «технологическая культура» представлены перспективы их взаимодействия в рамках консалтинговой технологии. Обоснована синергия интеграции в технологической культуре учителя обслуживающего труда её компонент педагогической и преобразовательной дея- тельности. Теоретические выводы о продуктивном влиянии наставничества на формирова- ние технологической культуры педагога подтверждены результатами анкетирования моло- дых специалистов. Ключевые слова: наставничество, технологическая культура учителя обслуживающего труда, консалтинговая технология. В перечне закономерностей цивилизационного развития современного об- щества мы все чаще обнаруживаем феномен наставничества. Актуальность и востребованность проблемы возрождения наставничества для современной научной общественности подтверждается рядом публикаций, которые отража- ют конкретные теоретические наработки и практические результаты исследова- телей в данном направлении [7; 10; 11; 12; 25]. Действительно, в истории разви- тия общества встречаются различные проявления наставничества в форме ритуальных инициационных обрядов, менторства, волонтерства, тьюторства, коучинга и т. п. Разнообразие трактовок понимания данного феномена представлено визу- ально нами в таблице 1. Содержание таблицы позволяет выделить актуальные для нашего исследо- вания задачи, решаемые наставничеством в образовательной сфере: − адаптация молодых специалистов к условиям внутренней и внешней профессиональной среды при их интеграции в коллектив образовательной ор- ганизации путем формирования у них основ технологической культуры; − накопление, сохранение и развитие интеллектуального капитала образо- вательной организации, благодаря воспроизводству ее персонала на основе осуществления его непрерывного обучения. В рамках нашего исследования наставничество мы понимаем, как непре- рывный процесс оказания консультационной помощи профессиональной на- правленности более опытным сотрудником менее опытному непосредственно на рабочем месте в форме консалтинговой технологии [12]. По нашему глубо- кому убеждению, наставничество является продуктивным механизмом реали- зации данной технологии, в целевом компоненте которой мы рассматриваем формирование технологической культуры учителя обслуживающего труда.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=