Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 74 С. И. Логвинов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ, МНЕМИЧЕСКИХ И АТТЕНЦИОННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЕМЫХ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ Аннотация. Индивидуальные особенности обучаемых влияют на результативность обучения. Оценка индивидуальных свойств студентов позволяет с учетом результатов теку- щей успеваемости по профильным дисциплинам получать на основе методов многомерного статистического анализа прогнозные модели успешности обучения. Ключевые слова: мнемические, аттенционные, типологические свойства обучаемых, искусственные нейронные сети, моделирование, статистическая оценка. Постоянное совершенствование стандартов образования и модернизация профессиональных стандартов предъявляют к обучаемым повышенные требо- вания к их индивидуальным особенностям, быстрой адаптации к требуемым компетенциям и условиям рынка труда, необходимости освоения новых разде- лов знаний в условиях временных ограничений. Моделирование влияния инди- видуальных особенностей студентов на успешность освоения профильных дис- циплин позволяет получать прогнозные оценки потенциала обучаемых. Для реализации такого подхода была проведена статистическая оценка индивиду- альных особенностей и результативности обучения 24 выпускников вуза. Для получения прогнозных моделей обучения в зависимости от индивиду- альных особенностей обучаемых были выбраны их типологические, мнемиче- ские и аттенционные характеристики. Причем оценивались как первичные ти- пологические различия (оценки силы нервной системы (СНС) со стороны торможения и возбуждения, уровня подвижности нервных процессов), так и показатели более высокого уровня (уравновешенность в эмоциональных реак- циях, наличия нервозности). Также были оценены мнемические свойства (объем памяти, скорость запоминания, быстрое воспроизведение материала) и аттенци- онные свойства (устойчивость, концентрация). Оценка производилась по блан- ковым методикам [1]. Коэффициент тест-ретест надежности оценок индивиду- альных особенностей показал, что результаты тестирования имеют высокую надежность, при этом самооценка испытуемых по бланковым тестам охваты- вают в зависимости от вида теста до 95 % возможных вариантов оценок. Статистическая оценка освоения профильных дисциплин по результатам экзаменов охватывала 19 дисциплин. Анализ методов многомерного статисти- ческого анализа показал, что наиболее эффективными для моделирования ком- плексного влияния факторов на выходной показатель сложных систем являют- ся методы искусственного интеллекта на базе искусственных нейронных сетей [2, 3]. Для получения комплексной модели успешности обучения выпускника

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=