Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 70 тие олимпиадного движения внесли П. С. Александров, Л. Д. Глейзер, В. Ф. Ка- ган, А. Н. Колмогоров, В. И. Смирнов, С. Л. Соболев и др. [1]. Анализ научных исследований, посвященных студенческим олимпиадам, а также отдельных вузовских положений об олимпиадах позволяет нам сфор- мулировать дополнительные положения к названным выше олимпиадным це- лям. На наш взгляд, в качестве целей олимпиады следует определять: − совершенствование профессиональных умений и улучшение качества подготовки специалистов; − повышение интереса студентов к избранной профессии; − популяризация научного знания и формирование у студентов интереса к научной деятельности; − формирование и развитие образа социально успешных и творческих мо- лодых исследователей; − пропаганда научной деятельности и т. д. Важная роль олимпиад – развитие знаний и навыков, полученных студен- тами в ходе изучения общепрофессиональных дисциплин, модулей, курсов по выбору. Подготовка студентов к олимпиаде, особенности командной работы во время состязаний приучают студентов к коллективному творчеству, работе ка- ждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами группы, позволяют выявлять и развивать коммуникативные и лидерские качества сту- дентов и способствовать формированию общекультурных и общепрофессио- нальных компетенций, например: «способность к самоорганизации и самообра- зованию (ОК-7); готовность организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5); способность организовывать совместную деятельность и межличностное взаи- модействие субъектов образовательной среды (ОПК-6)» [5]. Формирование профессиональных компетенций в области психолого- педагогического образования представляется особенно актуальным для студен- тов педагогического университета, так как после окончания обучения им при- дется работать в школах различных профилей, с детьми из разных семей, транслирующих разные методы воспитания. В психолого-педагогической дея- тельности недопустимы случайные результаты и, тем более, ошибки, поскольку психолог не только оказывает профессиональную помощь в решении возни- кающих проблем, но и способствует процессу личностного развития в направ- лении к самореализации и совершенству. Предметные студенческие олимпиады содействуют формированию моти- вации к учению, поддержанию познавательной активности, развитию творче- ских способностей. Многие исследователи мотивации сходятся во мнении, что развитию учебно-познавательных мотивов будут способствовать такие методы, формы и средства обучения, которые направлены на формирование потребно- сти в приобретении знаний, умений и навыков [3]. Более того, включение олимпиад в учебный процесс заметно повышает уровень образования и предос- тавляет целый спектр образовательных возможностей, определяемых вариатив- ностью и интерактивностью этой формы обучения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=