Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 69 Т. И. Куликова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ОЛИМПИАД И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ В ПОДГОТОВКЕ ПСИХОЛОГОВ Аннотация. В статье автор обосновывает важность участия студентов в предметных олимпиадах и профессиональных конкурсах. Олимпиады и конкурсы, в которых участвуют студенты, способствуют формированию действенной учебно-профессиональной мотивации, развитию научно-исследовательских навыков, творческой деятельности и повышению каче- ства подготовки будущих специалистов. Ключевые слова: предметная олимпиада, профессиональный конкурс, студенты. Проблема совершенствования подготовки психолого-педагогических кад- ров, совершенствование знаний будущей профессии студентов-психологов, обучение студентов системному мышлению, направленному на продуктивное применение приобретенных навыков в будущей практической деятельности, особенно актуальна в связи с направлениями развития высшего образования в России. Изменения в содержании российского образования сосредоточены на развитии высокой культуры, творческой инициативы, независимости, конку- рентоспособности, мобильности будущих специалистов. Различные аспекты творческого процесса находят свое отражение в фун- даментальных трудах классиков психологической науки, таких как: Л. С. Вы- готский, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев и др. Анализ психоло- го-педагогических исследований Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, С. Д. Смирнова, В. А. Сластенина (и др.), а также практика отечественного образования свиде- тельствуют о возрастающем интересе к проблеме профессиональной подготов- ки студентов вуза [1]. Одной из действенных форм формирования и развития профессиональной компетентности, предоставляющей возможность использо- вать передовые методы и технологии обучения, являются студенческие олим- пиады и профессиональные конкурсы. Предметные олимпиады и профессио- нальные конкурсы способствуют развитию творческих способностей студентов, умению быстро реагировать на возникающие профессиональные вопросы, учат решать различные ситуационные задачи, развивают интеллектуальный потен- циал личности и готовность к реализации себя в будущей работе. На сегодняшний день имеется достаточное количество работ, в которых поднимается проблема предметных олимпиад. Например, в работах Ю. М. Чер- нецкого, А. Т. Контанистова, В. Н. Сергеева и др. выявлены особенности реали- зации предметных олимпиад в образовательном пространстве российских ву- зов. Исследования И. В. Бариновой, Л. В. Парфеновой, А. Т. Паршикова посвящены разработке технологий и методик организации и проведения учеб- но-профессиональных олимпиад. Существенный вклад в становление и разви-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=