Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 66 дящихся у черты бедности, что оказывает влияние на личность подростков, ко- торые не выдерживают этих проблем и решают уйти из жизни [1, стр. 133]. К суицидам, по мнению ученых, у подростков есть определенная предрас- положенность. Здесь играет роль целый комплекс факторов, в том числе на- следственность, особенности характера. Если в роду были случаи самоубийств, психиатрические заболевания, риск совершения суицида повышается. Стрессы, ссоры, любовные переживания часто являются не главной причиной суицида, а лишь поводом – спусковым крючком. Конечно, эти факторы не всегда приво- дят подростков к суицидальному поведению, а начинают включаться только в определенных условиях, например, при отсутствии взаимопонимания в семье, социальной изолированности. К группе риска совершения суицида относятся не только подростки с на- рушенными межличностными отношениями, а также злоупотребляющие алко- голем, наркотиками и другими опасными веществами, отличающиеся девиант- ным или криминальным поведением, с затяжным депрессивным состоянием, страдающие от перенесенных унижений или трагических утрат, хронических или смертельных заболеваний, из социально неблагополучных семей, но и сверхкритичные по отношению к себе, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися жизненными успехами и реальными достижениями. Своевременная психологическая помощь, оказанная подросткам в трудной жизненной ситуации, помогла бы им избежать трагедий. Поскольку большая часть жизни несовершеннолетних связана с образовательными организациями, то вполне очевидно, что именно в сфере образования необходимо вести посто- янную работу по раннему выявлению и профилактике суицидального поведе- ния несовершеннолетних обучающихся. В зависимости от степени развития суицидальных тенденций система про- филактики суицидального поведения должна иметь три звена: первичное звено должно быть направлено на общество в целом и иметь своей целью профилак- тику факторов суицидального риска; вторичное звено должно ориентировать на оказание целенаправленной помощи суицидентам; третичная профилактика должна способствовать реабилитации суицидента после выведения его из кри- тического состояния и помощи его родным и близким [5, стр. 277]. Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних обучающихся в системе образования может реализовываться по следующим основным направлениям: медицинскому, психологическому, образовательному, информационно-просветительскому, социальному [3, стр. 151]. Реализация медицинского направления требует оборудования в организа- циях общего и среднего профессионального образования медицинских кабине- тов, обеспечения их квалифицированными кадрами, прошедшими соответст- вующую подготовку. Психологическое направление связано с совершенствованием психологи- ческой службы системы общего и среднего профессионального образования, которая должна предусматривать: наличие в штатах образовательных органи- заций психологов; включение в число приоритетных направлений психологи- ческой службы образования работу по антикризисному сопровождению участ-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=