Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 62 рекрывают или повторяют друг друга, а необходимость охватить все их много- образие приводит к их искусственной привязке к рабочим программам. Напри- мер, в стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки Педагогическое образование (квалификация "бакалавр") в трех раз- ных общекультурных компетенциях мы встречаем три упоминания работы с информацией: 1) применять методы математической обработки информации; 2) использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией; 3) работать с информацией в глобальных компьютерных сетях. При подготовке будущего учителя не ограничиваются, например, форми- рованием «информационной компетентности», а разбивают ее на более узкие, пытаясь конкретизировать каждый шаг учебного процесса. Компетентностный подход вошел в систему российского образования вместе с Болонским процес- сом, с системой многоуровневого образования, поэтому интересно взглянуть на программы учебных дисциплин университета, которые разрабатывают наши коллеги за рубежом, попытаться определить общность и различия в подходах. В данной статье будут рассмотрены отдельные аспекты реализации компетент- ностного подхода при подготовке рабочих программ в одном из старейших учебных заведений Европы Софийском университете „Св. Климент Охридски“ , основанном в 1888 году. С подписанием документа „Еразм Харта – 2007 г." ВУЗ является полноправным членом Болгарии в Европейском союзе универси- тетов и принимает активное участие в новой образовательной европейской про- грамме "Учение в течение всей жизни". Рабочая программа на педагогическом факультете Софийского университе- та имеет следующую структуру: название дисциплины, ФИО преподавателя, формы аудиторной и внеаудиторной работы с предполагаемым количеством ча- сов, формирование оценки по дисциплине, цели и задачи, ожидаемый результат, тематическое планирование, контрольные вопросы, список рекомендуемой лите- ратуры. Цели и задачи, которые должны быть решены в ходе преподавания дис- циплины, вытекают из существующих законодательных актов, в Болгарии за основу берут профессиональный профиль учителя [2]. В Болгарии профессио- нальный профиль включает следующие компетенции: академические, педагоги- ческие, коммуникативные и административные. Академическая компетентность включает начальное профессиональное обучение и навыки непрерывного обра- зования, обеспечивающие базовые знания о сущности его деятельности, понима- нии, изучении и учете особенностей учеников, знаниях соответствующей науч- ной сферы, в которых работает учитель, навыков самооценки и саморазвитие. Педагогическая компетентность включает в себя возможность планировать урок или педагогическую ситуацию, навыки руководства учебным процессом, оценку учеников и умения управлять процессами в определенном классе. Коммуника- тивная компетентность включает в себя умение работать в коллективе и умение работать с родителями. Административная компетентность охватывает умения и знания, связанные с познанием и пониманием правовых основ, регулирующих деятельность учителя во всех аспектах.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=