Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 61 Е. Г. Торина 1 , Б. Кривирадева 2 1 Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого; 2 Софийский университет «Св.Климент Охридски» (Болгария) О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ Аннотация. В статье предпринята попытка сравнения реализации компетентностного подхода при подготовке рабочих программ в ТГПУ им.Л. Н. Толстого и Софийском универ- ситете. Рассмотрена структура рабочих программ, проанализирована формулировка ожидае- мого результата с точки зрения формирования компетенций. Ключевые слова: рабочие программы, подготовка учителя, компетенции, компетентно- стный подход. Основой организации образовательного процесса является дидактика, от- расль науки, задачи которой классик дидактики Н. А. Сорокин определял сле- дующим образом. «Дидактика занимается научным обоснованием содержания образования, определяя оптимальный объем знаний, умений и навыком, кото- рые необходимо дать обучающимся в соответствии с общими задачами обра- зования на данном историческом этапе развития общества, уровнем научно- технического прогресса (…)» [1]. Задачи, которые современное общество ста- вит перед системой образования, привели к развитию компетентностного под- хода, который предполагает формирование у обучающихся набора ключевых компетенций, позволяющих успешно осуществлять профессиональную дея- тельность и, может быть главное на сегодняшний день, продолжать образова- ние каждый раз, когда в этом возникает необходимость в течение всей жизни. Был выделен элемент познавательной компетентности – «способность учиться всю жизнь». При становлении компетентностного подхода, еще 10 лет назад в педаго- гических исследованиях отмечали неопределенность понятийного аппарата. Пытались сформулировать понятие «компетентность» «компетенция», обраща- лись к словарям иностранных слов, подчеркивали, что в современной педагоги- ческой литературе нет точного определения, существуют разные подходы. В настоящее время эти определения плотно вошли в практику педагогической науки, на их основе разрабатываются все стандарты, рабочие программы. Те- перь формирование компетенций стоит в центре всего учебного процесса. Ин- тересно отметить, что в наших стандартах только общекультурные компетен- ции в рамках одного направления подготовки могут состоять из 11 видов, а профессиональные делятся на общепрофессиональные (6), компетенции в об- ласти педагогической и в области культурно-просветительской деятельности (13). Подобная мелкая градация приводит к тому, что многие компетенции пе-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=