Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 59 диться в их семьях через знакомство детей с нарушением зрения с тактильными книгами, подчеркнув его важность как основы приобщения ребенка к классиче- ской литературе, в том числе и произведениям Л. Н. Толстого. В беседах с роди- телями особенно важно подчеркнуть, что главное в приобщении детей к книге – их пример. Необходимо, чтобы старшие члены семьи находили время для еже- дневного чтения книг с детьми и бесед о прочитанном. После консультаций с родителями можно составить для детей индивиду- альные планы чтения, включив в них тактильные книги, составленные по «Аз- буке» и рассказам для детей Л. Н. Толстого, а также детскую прозу писателя и рассказы о нем, которые родители могут читать детям вслух, что поможет приобщить дошкольников к творчеству великого русского писателя. В биб- лиотеке можно оформить выставку рукодельных и печатных книг «Л. Н. Тол- стой – детям». Если стихи и сказки детям читают в семье довольно часто, то познаватель- ные рассказы реже входят в круг детского чтения. Исходя из этого, во время рекомендательных бесед следует заинтересовать детей тактильными книгами познавательного содержания, в том числе и рассказами Л. Н. Толстого. Извест- но, что в познавательной литературе большое значение имеют иллюстрации, которые в силу психологических особенностей возраста, очень привлекают внимание дошкольников. Поэтому, чтобы обеспечить полноценное восприятие детьми с нарушением зрения познавательной информации в тексте, оптималь- ным средством являются красочно оформленные тактильные издания, с объем- ными иллюстрациями достаточно большого формата. Для формирования у детей интереса к художественной литературе можно проводить обзоры – устные рассказы о тактильных книгах, сопровождающиеся показом объемных иллюстраций к ним, выполненных в различной технике, на- пример, обзор по «Азбуке Л. Н. Толстого». Вначале следует кратко обобщить представления дошкольников о тактильных книгах по произведениям писателя и рассказах, которые им читали родители, предложить детям вспомнить их пер- сонажей. Затем нужно сообщить детям новые сведения о писателе и его книгах, стараясь вызвать интерес к его личности и произведениям, предложить про- слушать звукозапись рассказов Л. Н. Толстого для детей. Периодически на базе библиотеки можно проводить литературные игры по произведениям Л. Н. Толстого. Литературные игры и подготовка к ним активи- зируют знакомство дошкольников с рукодельными книгами, а также стимули- руют их интерес к слушанию художественной литературы, что способствует приобщению детей с нарушением зрения к творчеству Л. Н. Толстого. Педаго- гическая эффективность игровых форм проявляется в повышении познаватель- ной и эмоциональной активности детей, их спроса на литературу познаватель- ного характера, более глубоким усвоением ее. Организованное таким образом сотрудничество специальной библиотеки и семьи будет способствовать формированию у дошкольников с нарушением зрения интереса к художественной литературе на основе ознакомления их с тактильными книгами, познавательному развитию детей и приобщению их к наследию великих русских писателей, в том числе и Л. Н. Толстого.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=