Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 58 О. И. Кокорева 1 , Т. С. Мороз 2 1 Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого; 2 ЧОО ВО-Ассоциация «Тульский университет (ТИЭИ)» ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ С ТАКТИЛЬНЫМИ КНИГАМИ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ Л. Н. ТОЛСТОГО Аннотация. В статье рассматриваются различные аспекты сотрудничества семьи и детской библиотеки по приобщению дошкольников с нарушением зрения к чтению через тактильные книги по произведениям Л. Н. Толстого. Ключевые слова: тактильные книги, дети с нарушением зрения, дошкольный возраст, семья, детская библиотека. Невозможно переоценить роль семьи в приобщении ребенка с нарушением зрения к книге, формировании у него интереса к чтению. Поэтому сотрудниче- ство семьи и детской библиотеки должно быть направлено на сохранение роли книги, чтения как одного из основных источников интеллектуального развития и сильнейшего средства воспитания в семье. Это касается и вопросов знакомст- ва дошкольников с тактильными книгами, в том числе и созданными на основе рассказов для детей писателей-классиков, таких, как великий русский писатель Л. Н. Толстой. Выявление особенностей интереса к художественной литературе у стар- ших дошкольников с нарушением зрения показало, что они, во-первых, мало знакомы с творчеством Л. Н. Толстого для детей, во-вторых, большое внимание обращают на внешнее оформление книги [1, с. 54]. Поэтому тактильные книги могут стать тем средством, которое будет способствовать приобщению детей с нарушением зрения к наследию великого писателя. Тактильные книги являются оптимальным средством для формирования у детей с нарушением зрения интереса к художественной литературе, желания читать. Поэтому следует организовать просветительскую работу с родителями, познакомить их с технологией работы с тактильными книгами. Родителям сле- дует предложить конкретные рекомендации о том, как знакомить ребенка с так- тильной книгой, беседовать с ними о прочитанном, помогать понять ее содержа- ние, стимулировать дальнейший интерес дошкольника к литературе. Используя технические средства, можно показать родителям особенности восприятия мира ребёнком с нарушением зрения, после чего организовать обсуждение значения и развивающих возможностей тактильных книг. Знакомя родителей с тактильными книгами по произведениям Л. Н. Толстого, следует обратить их внимание на то, что книга помогает ребёнку увидеть героев, понять смысл событий, что способствует развитию мышления и воображения. Нужно рассказать родителям о традициях семейного чтения, которые могут заро-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=