Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 56 Данные проведенного среди родителей воспитанников анкетирования сви- детельствуют, что 65 % опрошенных оставляют детей дошкольного возраста дома одних, 54 % отпускают детей гулять без сопровождения взрослых, 85 % разрешают ребенку самому открывать входную дверь, 70 % разрешают зажи- гать газ, включать электроприборы, аппаратуру. В то же время только 10 % рес- пондентов учат детей поведению в неожиданных ситуациях. Несмотря на важность поставленной проблемы, наблюдения на практике по- казывают, что педагоги дошкольных учреждений также не уделяют достаточного внимания ее решению. Занятия по основам безопасности жизнедеятельности про- водятся нерегулярно, зачастую не вызывают у детей эмоционального отклика, в большинстве детских садов они организуются только в старших группах. Кроме того, очень важно не только давать детям знания, но и закреплять их и научить применять на практике. С этой целью в рамках экспериментальной ра- боты в дошкольном учреждении проводились специальные тренинговые занятия. Тренинг следует рассматривать как целенаправленную и интенсивную подготовку к более активной и полноценной жизни в обществе, поэтому он применялся в процессе обучения детей основам безопасности жизнедеятельности [1]. Специфика дошкольного возраста определяет особенности проведения тренингов в детском саду. Прежде всего, необходимо вызвать у детей интерес к занятиям по основам безопасности жизнедеятельности. Экспериментальная работа показала эффективность использования с этой целью игровых приемов, имитирующих опасную для ребенка обстановку, художественной литературы, а также широкого применения наглядности. Чтобы сделать процесс обучения более увлекательным, на тренинговых занятиях применялся такой прием, как «приход в гости» к детям сказочных персонажей. Для этого использовались персонажи кукольного театра, к исполнению ролей привлекались сотрудники детского сада, учащиеся соседней школы, студенты педагогического универси- тета, проходящие практику в дошкольном учреждении. Сказочные персонажи подбирались в соответствии с содержанием тренин- га. Например, на занятии, где дошкольников обучали, как вести себя в ситуации с незнакомым взрослым, «гостьей» детей была Красная Шапочка. Для того, чтобы дети овладевали правилами и нормами поведения, новыми для них способами действий, а не получали эти знания в готовом виде, на тре- нинговых занятиях использовались увлекательные игры, задания, создавались проблемно-игровые ситуации. Предлагаемые детям ситуации были двух типов: конфликт между положительным и отрицательным персонажем или заведомо неправильное поведение таких персонажей, как Незнайка, Буратино. В таком случае дети должны были не только заметить и исправить их ошибки, мотиви- ровать свои ответы, но и продемонстрировать правильный способ поведения. В ходе тренинга особое внимание обращалось на осознание детьми необ- ходимости правил поведения и действий в той или иной ситуации. Организо- ванные таким образом тренинги способствовали повышению эффективности обучения дошкольников основам безопасности жизнедеятельности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=