Университет XXI века: научное измерение
Педагогика и психология образования 55 О. И. Кокорева, Ю. М. Васина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЯХ Аннотация. В статье рассматриваются тренинговые занятия как одно из средств обу- чения детей дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности. Ключевые слова: дети дошкольного возраста, безопасность жизнедеятельности, тре- нинговые занятия. Безопасность жизнедеятельности стала в современном мире одной из цен- тральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в лю- бой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасно- стью. Даже самая обычная обстановка может стать опасной, если не знать правил поведения на улице, в транспорте, дома. В таких ситуациях самыми без- защитными оказываются маленькие дети, которым присущи подвижность, не- поседливость, любознательность. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы самим обере- гать и защищать ребенка. Необходимо подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекват- но, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элемен- тарными навыками поведения в разных ситуациях. В дошкольных учреждениях г. Тулы было проведено исследование, на- правленное на выявление знаний детей о необходимости и способах обеспече- ния безопасности жизнедеятельности, содержание которого было составлено с учетом программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Де- тям был задан ряд вопросов, а также предложен набор из десяти картинок с изо- бражением различных ситуаций и поставлена задача объяснить, правильно или неправильно ведут себя персонажи, мотивировав свой ответ. Оно показало, что дошкольники 5–7 лет имеют весьма разрозненные и не- определенные представления о правилах поведения в той или иной ситуации, не могут мотивировать и не осознают необходимость их соблюдения. Знания некоторых правил поведения выражались детьми в форме запретов взрослых. Наибольшие затруднения вызывали вопросы, касающиеся правил поведения детей при общении с незнакомыми взрослыми. Наблюдения за детьми в повседневной жизни, в специально смоделиро- ванных ситуациях показали, что большинство из них не следуют правилам, с которыми их знакомили на занятиях в детском саду, не применяют знания по основам безопасности жизнедеятельности на практике.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=