Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 530 странстве практикующих философов [1]. С. В. Борисов уточняет словосочета- ние «философская практика» термином «философствование» и определяет его содержание: «философствование может выполнять как терапевтическую (пси- хологическая составляющая), так и развивающую (интеллектуальная состав- ляющая) функции; эти функции взаимно дополняют друг друга» [4]. Философская практика впервые обозначена как отдельное направление в философии в 1981 году немецким философом Г. Б. Ахенбахом, который пред- ложил философское консультирование как новую форму помощи при разреше- нии жизненно важных вопросов. Ахенбах использует для этого термин «фило- софский практис» (Philosophy Practice); философ-практик может заменить психотерапевта, духовного наставника, консультанта. Основная идея такой фи- лософской практики заключается в том, что «философская практика… должна ориентироваться на темы, проблемы и вопросы, которые занимают того, кто обращается к философу, а не на то, – как это привычно для университетских преподавателей философии - что берется из их собственного репертуара, чтобы предлагать другим то, что занимает их самих» [2, 99]. Другая практическая сторона философии – это прикладная и профессио- нальная этика. Прикладной характер этика приобретает в середине ХХ века, становясь напрямую связанной с различными сферами общественных практик, в которых появляются моральные дилеммы, требующие новых способов раз- решения – в тех случаях, когда правовые нормы не работают, а принципы рели- гиозной морали перестали быть едиными для всех. Однако, если практическая философия носит консультационный, наставнический, терапевтический харак- тер, то правила прикладной и профессиональной этики, в некоторых случаях, становятся обязательными к исполнению, принимая форму кодексов и подроб- ных инструкций по поведению. В системах профессиональной этики, например, этики бизнеса, политиче- ской этики, распространено этическое консультирование, цель которого – пре- дотвращение производственных конфликтов и злоупотребления служебными полномочиями. Консультанты по этике опираются не столько на философскую этику, сколько на кодифицированные нормы, которые можно по-разному тол- ковать и применять. Также консультанты по этике принимают участие в созда- нии этических кодексов и в программах этического образования для сотрудни- ков предприятий и корпораций. Каковы перспективы развития философской практики? На примере при- кладной и профессиональной этики, которая хронологически появилась раньше philosophy practice, можно наблюдать стремительное развитие практической стороны философии, по крайней мере, в странах Запада, где повсеместно от- крываются центры исследований прикладной этики, а требования профессио- нальной этики обязательны в таких сферах, как политика, биомедицина, бизнес и т.д., - это примеры институционального оформления этики. Очевидно, что со временем и философское консультирование может стать альтернативой раз- личным практикам развития личности, так как оно совмещает в себе многие элементы подобных практик, что особенно актуально в период кризиса религи-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=