Университет XXI века: научное измерение

Философия, культура и этика в современном мире 527 А. Ю. Каширин Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого СТРАХ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА Аннотация. В статье показывается, что культурное пространство сформировано стра- хом; анализируются примеры влияния страха на культуру; рассматриваются функции страха в культуре, его связь с феноменом «культурных сломов»; проводится критический анализ способов преодоления глобальных культурных страхов. Ключевые слова: культура, страх; культурная трансформация; мифотворчество; дисци- плинарное пространство. Культура во многом является продуктом страха [1; 2; 3; 4; 5; 6]. С одной сторо- ны, страх выполняет функцию защитного механизма в отношении норм и ценностей культуры: страх формирует пространство, где человек, как биологический вид, чув- ствует себя комфортно, пространство, где он может идентифицировать себя. Благо- даря страху выстраивается горизонт «жизненного мира» – пространство функциони- рования. Мир человека (мир культуры) – это мир ценностей. В силу этого страхи, не имеющие под собой «реальных» биологических оснований (вплоть до галлюцина- торных переживаний умалишенного), обладают такой же значимостью, такой же степенью «реальности», несут в себе такой же конструктивный элемент, как и страхи биологические (естественные, объективные, инстинктивные реакции на внешнюю угрозу). Как и все явления культуры, страх так же носит символический характер, более того, по словам Шпенглера [6] страх продуцирует всю культурную символику, и, в таком качестве, выступает сигналом угрозы разрушения или гибельной транс- формации иных культурных символов (ценностей). «Жизненный мир» культуры (культурная перспектива, горизонт культуры) выстраивается в системе координат заданной страхом: показателем тому слу- жат эпохи культурных сломов (культурных трансформаций). Именно в такие периоды культура переживает свой яркий и скоротечный расцвет (демонстри- руя высокую степень зрелости и осознание своих собственных (культурных) предпосылок), одаривая современников, с одной стороны, чувством немотиви- рованного спокойствия и самодостаточности, с другой стороны рождая дека- данс с такой же, казалось бы, немотивированной эсхатологией и нигилизмом. В 20-м веке европейская культура, подводя итоги своего развития, осознает се- бя в негативном ключе, как культуру репрессивную, освобождаясь таким обра- зом, от содержания древних мифологем, а так же осознает весь свой историче- ский путь как путь преодоления страха (как в жизни (истории) отдельного человека, так и общества в целом). Признание репрессивного начала (и борьба с этим разрушительным началом) в культуре ведет к рассмотрению общечело- веческой культуры как семиотической (знаковой) реальности, стирающей гра-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=