Университет XXI века: научное измерение

Философия, культура и этика в современном мире 525 ние. Они говорят «новое слово», убивают «низший» тип людей и не испытыва- ют никаких человеческих чувств. Главный герой романа преодолевает раскол личности и борьбу с осталь- ными людьми. Сонечка внушает ему, что любой человек никакая ни «вошь», и что каждый имеет право на жизнь, свободу и счастье. Она убеждает его «страдание принять и искупить им себя» [3], на что Раскольников жестко отве- чает: «В чем я виноват перед ними? Зачем пойду? Что я им скажу?... Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают. Плуты и подлецы они, Соня!..» [3]. Однако Родион разуверился в своей теории, поскольку не мо- жет больше терпеть оторванность и отреченность от общества. «Соня и любовь сломали» – сказано в черновых записях романа «Преступ- ление и наказание». Герой испытал любовь только тогда, когда ему пришло подлинное раскаяние. Он и сам не понял, как это произошло, просто подошел к Соне, «обнял ее колени, и тогда уже она все поняла» [3]. «Для нее уже не бы- ло сомнения. Что он любит, бесконечно любит ее и что настала наконец эта ми- нута…» [3]. Для Раскольникова наступает минута раскаяния, в которую при- шло понимание того, что он был не прав в своей теории и что люди ни делятся ни на какие категории. Соня помогает Родиону прийти к настоящей истине че- рез веру в Бога. Поскольку именно высшая справедливость и чудо помогают человеку в жизни. Сонечка читает Раскольникову воскресение Лазаря, которое дает ему надежду в собственное перерождение. Герои романа остаются вечны- ми евангельскими героями: «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошед- шихся за чтением вечной книги» [3]. «Божия правда» помогает Раскольникову нравственно возродиться. Поэтому он и послушал Соню, которая призывала рас- каяться и покаяться: «Тогда Бог опять тебе жизни пошлет» [3]. Однако искрен- нее раскаяние приходит Родиону лишь на каторге, после сна о трихинах и тяже- лой болезни. Тогда герой сам берет в руки Евангелие и осознает, что убеждения и чувства Сони Мармеладовой теперь стали и его убеждениями и чувствами тоже. Отметим, что сон о трихинах является центральной частью эпилога романа. Три- хины – это духи, наделенные умом и волей, вселявшиеся в тела людей. Люди, ко- торые приняли их в себя, «становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими» [3]. Они вселяли человеку веру в то, что только он прав везде и всегда. Таким образом, в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» показано, что страсти и желания человека, а так же отклонение от нравствен- ных идеалов, влекут за собой душевные расстройства и мучительные терзания, которые ведут к нравственному угасанию личности, ее расколу и даже к гибе- ли. Раскол личности главного героя – Родиона Раскольникова, имеет важное значение в его нравственном возрождении: «Только пройдя через искупитель- ное страдание и боль, человек духовно преображается и способен освободиться от соблазнов зла» [2]. По мнению Достоевского, спасением на пути искупления является вера. Так, через раскол личности, через терзания и спасительное иску- пление Раскольников приходит к Богу и душа его нравственно возрождается.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=