Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 524 ления. Сначала это просто страх: герой боится, что кто-то видел его в момент убийства и сейчас же расскажет об этом следователю. Второй ступенью можно считать впадение в «горячку» и параноидальные мысли о том, что все окру- жающие его люди застали момент преступления. Он видит в глазах прохожих укор, презрение и ненависть – это есть не что иное, как те реакции, которые выдает ему сознание. Третьим шагом, ведущему к нравственному возрожде- нию, является приход Раскольникова в контору с чистосердечным признанием. Ну а высоким уровнем развития нравственной личности является возрождение его души через веру в Бога. Отметим, что роман «Преступление и наказание» принято считать «поли- фоническим», потому как в нем представлена «множественность самостоятель- ных и неслиянных голосов и сознаний» [1]. Данный термин предложил М. М. Бахтин, который считал, что «голос» героя у Ф. М. Достоевского – «это мировоззрение каждого героя «на мир и на себя самого»» [1]. Достоевскому не столько важно влияние героя на мир, сколько представление «господства мира» над героем. Открывая роман, читатель понимает, что повествование ведется от лица «бывшего студента» Родиона Раскольникова, который является главным героем данного произведения: именно он внимательно слушает исповедь Мар- меладова и переживает ему, он помогает семье Мармеладовых последними деньгами, он признается Соне в совершенном преступлении. Можно сказать, что Достоевский не мешает герою принимать решения и действовать по веле- нию разума. Так, Раскольников своим «словом» и «голосом» изображает свое состояние: после преступления ему показалось, что он «будто бы ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту» [3]. До убийства старухи-процентщицы Раскольников придерживался теории, согласно которой существует два типа людей: первые – избранный класс, «имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово» [3]. По мнению Родиона, такие люди – «право имеющие» [3] – совершают великие дела, творят не только свою, но и мировую судьбу, не чтят законов и не придерживаются нравственных принципов, готовы двигаться к цели несмотря ни на что: «Чело- век, подобный Наполеону, может ради высшей цели совершать преступления, подвергать других смертельной опасности, переступать через кровь» [4]. Вто- рой тип людей – масса или «материл, служащий единственно для зарождения себе подобных» [4]. Идя на страшное преступление, Раскольников хотел уз- нать, к какому роду людей он относится. Он считал, что имеет право на убийст- во одной «бесполезной, гадкой, зловредной воши» [3], поскольку, по его мне- нию, одно «крошечное преступленьице» [3] можно загладить «тысячами добрых дел» [3]. Родион был уверен, что преступление принесет благо другим людям: на деньги старухи можно было бы спасти «десятки семейств от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц» [3]. Однако свою ошибку он осознал гораздо позже. После совершенного преступления Раскольников понимает, что его теория неверна. На самом деле, он сам не явля- ется «сверхчеловеком», которому везде открыты дороги. Он точно такая же «тварь дрожащая», что и остальные окружающие его люди. «Людям необыкно- венным», принадлежащим первому классу, несвойственно раскаяние и страда-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=