Университет XXI века: научное измерение

Философия, культура и этика в современном мире 521 Однако, целесообразно поставить вопрос: какими же нравственными каче- ствами общество руководствуется применительно к той или иной профессии? Безусловно, каждый судья должен быть справедливым и беспристрастным, врач – уметь хранить врачебную тайну и выполнять данную им клятву Гиппо- крата, а учитель – давать знания и являться образцом поведения. При этом, на наш взгляд, самый большой уровень притязаний общество выдвигает именно к педагогическому работнику, что обусловлено огромной социальной значимо- стью его профессиональной деятельности: не только учить, но и воспитывать подрастающее поколение, которое обязано стать достойными гражданами сво- ей страны. Следовательно, такую «титаническую» задачу должны выполнять непременно «лучшие из лучших», сочетающие в себе все многообразие интел- лектуальных и нравственных качеств, которые призваны обеспечить успеш- ность реализации этой цели. В данной ситуации первостепенное значение приобретают профессио- нально-этические кодексы учителя, внедрение и применение которых должно способствовать формированию положительного морального и профессиональ- ного облика преподавательского состава, а так же созданию условий для по- всеместного распространения такой позитивной тенденции. Согласно ч. 4. ст. 47 Федерального закона «Об образовании в РФ» [4], разработка подобного ло- кального нормативного акта, содержащего в себе правовые, нравственные и этические нормы, относится к обязательной компетенции каждого образова- тельного учреждения. Например, в этических кодексах профессиональной эти- ки таких образовательных учреждений г. Тулы как: Тульское суворовское во- енное училище Министерства обороны РФ (ТлСВУ) и МАОУ «Лицей № 1», можно выделить следующие общие принципы, на которых должна строиться педагогическая деятельность: гуманность (человечность), профессионализм, ответственность, солидарность и терпимость (толерантность). При этом, кодекс профессиональной этики и служебного поведения педагогических работников лицея указывает еще принцип демократичности и партнерства. Реализация ука- занных ценностных оснований преподавательской деятельности, предполагает наличие у учителя следующих обязательных профессионально-этических ка- честв: компетентность и высокий профессиональный уровень, честность, спра- ведливость, уважительное отношение к участникам образовательного процесса и окружающим в целом, корректность и конструктивность, сохранность дове- ренной информации. А так же, вежливость и забота об учащихся. Кроме того, в каждом локальном акте подчеркивается, что педагог должен «подавать поло- жительный пример всем участникам образовательного процесса» [2] и «воспи- тывать на своем положительном примере» [3]. Несомненно, закрепление подобных требований к личности учителя имеет важное значение, а их соблюдение всеми педагогическими работниками долж- но обеспечить успешность реализации образовательной политики в стране в целом. Поскольку, именно от учителя и его личного примера во многом зави- сит каким будет подрастающее поколение: какие правила и нормы поведения оно будет перенимать в качестве образца, как будет строить свое взаимодейст- вие с окружающими, учиться и самосовершенствоваться и т. д. Л. Н. Толстой

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=