Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 520 Г. В. Валеева, Т. А. Тарунтаева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Аннотация. В статье показана роль профессионально-этических качеств учителя в реа- лизации образовательного процесса. Выделены общие принципы педагогической деятельно- сти, реализация которых возможна благодаря профессионально-этическим качествам учите- ля: компетентность и высокий профессиональный уровень, честность, уважительное отношение и т. д. Авторы отмечают, что профессионально-этические качества учителя обес- печивают как эффективное нравственное воспитание учащихся, так и успех образовательно- го процесса в целом. Ключевые слова: педагогическая деятельность, Федеральный закон, профессиональная этика, профессионально-этический кодекс учителя, ценностные основания, профессионализм. В настоящее время складывается тенденция развития и поддержания про- фессионально-этических качеств работников практических всех сфер деятель- ности. Так, работодатели отмечают не только профессиональные качества кан- дидата, но и предъявляют к нему профессионально-этические требования. Руководство любой организации заинтересовано не только в образовании и опыте работы своих будущих подчиненных, но и в их внешнем виде, поведе- нии человека в повседневной жизни, а так же в соответствии его поступков нравственным нормам. Сложившаяся ситуация обусловлена как стремлением работодателей защитить деловую репутацию своего учреждения и повысить его конкурентоспособность, так и детерминирована изменением уровня общест- венных притязаний к идеальному представителю той или иной профессии. Так же, данная тенденция нашла свое отражение в развитии и становлении профес- сиональной этики как науки в конце XX – начале XXI вв. Отметим, что в определении понятия «профессиональная этика» до сих пор нет единства. Так, А. А. Гусейнов считает, что профессиональная этика тес- но связана с прикладной, так как «конкретизирует общие моральные требова- ния применительно к своеобразию соответствующей профессии и занимается главным образом нормами, правилами поведения» [6, С. 389]. Р. Г. Апресян придерживается позиции, что профессиональная этика представляет собой «систему моральных норм профессиональной деятельности, или кодекс» [1]. А так же, «деятельность «этических комитетов» и специальных институтов, ко- торые обеспечивают соблюдение этих моральных требований (требований эти- ческих кодексов)» [1]. Резюмируя, можно сказать, что профессиональная этика – это моральные нормы или правила поведения, которые общество предъявляет к определенной профессии, а также нормативные документы и органы, обеспе- чивающие фиксацию и соблюдение этих требований.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=