Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 52 предлагает выделять информационную компетентность как «интегративное ка- чество личности, системное образование знаний, умений и способности субъек- та в сфере информации и информационно-коммуникационных технологий и опыта их использования, а также способность совершенствовать свои знания, умения и принимать новые решения в меняющихся условиях или непредвиден- ных ситуациях с использованием новых технологических средств [Цит. по 2]. Однако, мы считаем, что необходимо говорить не просто об информаци- онной компетенции, а об информационно-коммуникационной компетенции как некой метакомпетенции в рамках профессиональной подготовки. Предлагается понимать под ИК-компетенцией способность решать стандартные задачи про- фессиональной деятельности с применением информационно-коммуникацион- ных технологий, а так как речь идет о будущих филологах русистах, то данная компетенция объединяет в себе не только навыки работы с информацией, но и навыки коммуникации в различных формах. Обращаясь к ФГОС ВО направления подготовки 45.03.01 Филология (уро- вень бакалавриата), реализуемому на международном факультете Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого (ТГПУ им. Л. Н. Толстого), констатируем, что область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает филологию и гу- манитарное знание, межличностную, межкультурную и массовую коммуника- цию в устной, письменной и виртуальной форме. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются языки в их теоретическом и практическом, синхроническом, диахроническом, социокультурном и диалектологическом ас- пектах; художественная литература и устное народное творчество в их истори- ческом и теоретическом аспектах с учетом закономерностей бытования в раз- ных странах и регионах; различные типы текстов – письменных, устных и виртуальных (включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов); устная, письменная и виртуальная коммуникация [3]. В стандарте насчитывается 28 компетенций (10 общекультурных компе- тенций, 6 общепрофессиональных компетенций и 12 профессиональных компе- тенций). На наш взгляд, объединив три компетенции ФГОС ВО, мы можем получить «интегрированную» ИК-компетенцию. Речь идет о следующих ком- петенциях стандарта: − ОПК-6: способность решать стандартные задачи профессиональной дея- тельности на основе информационной и библиографической культуры с приме- нением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности; − ПК-3: владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, со- ставления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем; − ПК-4: владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=