Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 510 «Дистанционное обучение (ДО) – взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [1, с. 17]. По определению И. В. Роберт, под дистанционным обучением понимается педагогическая деятельность, в рамках которой организовывается интерактив- ное взаимодействие как между обучающим и обучаемым (обучающимся) или обучаемыми (обучающимися), так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса. В определении информационный ресурс рассматри- вается как web-сайт или web-страницы. Компоненты, присущие учебному процессу, повторяют определение Полат Е. С., а реализация возможностей ин- формационных и коммуникационных технологий описана подробно: незамед- лительная обратная связь между пользователем и средством обучения; компью- терная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации, их передача и обработка; автоматизация процессов вы- числительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента; автоматизация процессов информационно-методи- ческого обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения учебного материала [4]. При реализации дистанционного обучения информационные технологии обеспечивают несколько процессов: и доставку учащимся необходимого мате- риала, и организацию взаимодействия обучаемых и преподавателей, и создание условий для самообразования, и оценку знаний, умений, компетенций, полу- ченных в процессе обучения. В последние годы сформировалось несколько типов организационных структур ДО: заочно-дистанционное образование в традиционных университе- тах, консорциум университетов, открытые университеты или автономные обра- зовательные учреждения, виртуальный университет. Появился новый термин «информационно-образовательная среда дистанционного образования в обла- ке». Информационно-образовательная среда дистанционное образование в об- лаке представляет собой системно-организованную совокупность: средств пе- редачи данных; информационных ресурсов; протоколов взаимодействия; аппаратно-программного; организационно-методического обеспечения [5]. Интересно отметить, что в литературе, посвященной изучению этой специ- альной формы организации ДО, выделяют её специфические особенности, од- нако они во многом повторяют требования к повышению квалификации в це- лом, о которых говорилось выше (гибкость, непрерывность, модульность и т.д.). Таким образом, эта форма дистанционного обучения, благодаря специ- фике своей организации, решает задачу соответствия основным требованиям, предъявляемым к системе повышения квалификации учителей. Однако, суще- ствуют и определенные проблемы. С одной стороны, модульный принцип про- грамм ДО позволяет обучающимся самим формировать учебный план, выбирая учебные курсы из предлагаемого набора. С другой стороны, чтобы реализовать этот модульный принцип надо более тщательной подходить к разработке каж-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=