Университет XXI века: научное измерение
Педагогика и психология образования 51 Т. Б. Кашпирева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ БУДУЩЕГО ФИЛОЛОГА-РУСИСТА Аннотация. Статья посвящена рассмотрению современных требований к информаци- онно-коммуникационной компетенции будущего филолога-русиста и определению основных тенденций развития в сфере подготовки специалистов в вузе. Анализ проводился на основе изучения опыта деятельности кафедры русского языка как иностранного в сфере подготовки бакалавров по направлению 45.03.01 Филология Ключевые слова: информационно-коммуникационная компетентность, русский язык как иностранный, филология, высшее образование, бакалавриат. Функционирование системы высшего образования в России сегодня нераз- рывным образом связано с понятием компетенции, которая понимается как владение определенными навыками, сформированными в процессе профессио- нальной подготовки, и способность эффективно действовать в ситуациях, в том числе и нестандартных, с целью решения конкретных профессиональных задач. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО) по направлениям бакалариата, специалитета и магистратуры, утвержденными приказами Министерства обра- зования и науки Российской Федерации, перечень формируемых в ходе обуче- ния в вузе компетенций различен. Общим является выделение трех групп ком- петенций: общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных. В рамках данного исследования для нас представляют интерес особенно- сти формирования именно информационно-коммуникационной компетенции (ИК-компетенции). Как таковая данная компетенция в стандартах третьего по- коления не выделяется. В данной связи постараемся определить ее содержание и обосновать условия, в которых она может быть сформирована. Следует отметить, что в отечественной психолого-педагогической и мето- дической литературе нет единого мнения о компетенциях в области использо- вания информационно-коммуникационных технологий. Так, исследователь Во- ронов С. А. считает, что необходимо разграничивать информационную и ИКТ- компетенции. Под информационной компетенцией он понимает «способности личности в области поиска информации и аналитической деятельности, позво- ляющие принимать рациональные решения и прогнозировать результат, обра- батывать информацию и передавать ее по различным средствам коммуникации, в том числе посредством использования современных информационно- коммуникационных технологий», а ИКТ-компетенцию рассматривает как «спо- собность использовать информационно-коммуникационные технологии для поиска, обработки и передачи информации» [1, С. 85–86]. Ефремова М. В.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=