Университет XXI века: научное измерение

Физика, математика и информатика 493 более уязвимы с точки зрения обеспечения безопасности программного обеспе- чения) чувствуют себя жертвами независящих от них обстоятельств и легко по- зволяют другим доминировать над ними. Уровень субъективного контроля по- вышается в результате проведения психологической коррекции, что нам частично удалось осуществить в ходе занятий по дисциплине. При этом следует помнить, что интерналы предпочитают недирективные методы психологиче- ской коррекции, а экстерналы как личности с повышенной тревожностью, под- верженные депрессиям, субъективно более удовлетворены поведенческими ме- тодами. Умение быть точным диагностировалось в ходе интерактивного обучения самими студентами, чьим заданием было составление и совместное обсуждение специально выбранных алгоритмов. На завершающих этапах составления про- грамм необходимо особое внимание уделять подробностям. Это позволит по- высить вероятность обнаружения программных дефектов как привнесенных в программу самим программистом (когда нарушитель может ими воспользо- ваться в своих целях), так и другими программистами (в случае, если некото- рые из них могут быть нарушителями) при создании сложных программных комплексов коллективом разработчиков. Проводимая работа потребовала систематизации в ходе изучения данной дисциплины исследуемых категорий, важных для эффективного осуществления профессиональной деятельности программиста. Основным критерием отбора в данном аспекте послужили данные профессиограммы программиста [9]. В ре- зультате изучения значительного количества материалов были выделены сле- дующие направления проработки проблемы: работоспособность и утомление: психологические и субъективные факторы утомления, характерные признаки монотонного вида труда; профессиональные стрессы различных видов, их сце- нарии и динамика, правила саморегуляции в условиях профессионального стресса и защита от всех разновидностей стресса; индивидуально-типо- логические особенности личности программиста; особенности познавательных психических процессов; умение создать себе рабочее место, способствующее повышению производительности его труда; профессиональная деформация личности программиста, ее виды и профилактика негативных последствий. Таким образом, исследование психологических основ подготовки будущих программистов к профессиональной деятельности представляет собой работу по диагностике степени выраженности профессионально важных качеств лич- ности программиста и по психологическому сопровождению процесса оптими- зации их развития и функционирования. Полученные на данный момент теоре- тические обобщения и практические результаты позволяют рассчитывать на дальнейшее повышение эффективности подготовки специалистов в области программирования в ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Литература 1. Атяскина, Т. В. Профессиональная деятельность техника-программиста: содержание и сущность / Т. В. Атяскина // Личность, семья и общество: вопро-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=