Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 492 пимость к неопределенности, способность переносить стресс, наличие профес- сиональных мотивов, настойчивость [14]. Е. А. Орел особо выделяет в структу- ре интеллекта профессиональных программистов вербальные способности, ло- гическое мышление и эрудицию. По мнению ученого, развитые вербальные способности программиста позволяют ему добиться больших успехов в про- фессии. Эрудиция как свойство интеллекта отражает способность человека проявлять познавательную активность. Проявления познавательной активности способствуют успешности в программировании, так как этот вид активности необходим, чтобы следить за происходящим в своей предметной области [5]. В книге «Этюды для программистов» Ч. Уэзерелл отмечает, что для успешной разработки программного обеспечения необходимы способности, относящиеся к аналитическим и синтетическим типам мышления (умение анализировать и обобщать информацию) [11]. При организации работы с контингентом студентов-программистов и при осуществлении профотбора изучению подлежат следующие группы профес- сионально важных качеств (далее – ПВК) программиста: познавательные про- цессы (концентрация внимания, кратковременная память и долговременная память, и т. д.); мотивационно-потребностные особенности личности програм- миста; умение быть точным; внутренняя/внешняя управляемость. В процессе преподавания дисциплины «Психологические основы программирования» в группе соответствующего направления подготовки была осуществлена экспе- риментальная работа по изучению ПВК программиста. Примеры диагностиче- ских данных, которые приводятся далее, характеризуют их состояние по вы- борке, состоящей из 20 студентов. По условной шкале высокая/низкая мотивация, испытуемые в примерно равной мере распределились по верхним и нижним значениям (30 % и 25 % со- ответственно). Средний уровень по использованным методикам показали ос- тальные студенты. По результатам работы были проведены практические заня- тия консультативного характера, в ходе которых были заданы основные направления для осмысления индивидуальной значимости работы программи- ста. Личности с высокой степенью мотивации способны разрабатывать очень сложные и сравнительно надежные программы. Руководители, способные по- высить уровень мотивации, в то же время, могут стимулировать своих сотруд- ников к созданию программ с высоким уровнем их безопасности. Показатели внутренней и внешней управляемости были изучены с помо- щью методики «Уровень субъективного контроля» (Е. Ф. Бужен, Е. А. Голын- кина, Л. М. Эткинд). Результаты и их анализ позволяют судить о личности сту- дента, выбравшего данное направление подготовки. В целом по выборке, верхние значения по общей интернальности (высокий уровень) были выявлены у 40 % испытуемых. Шкалы интернальности в области достижений и в области профессиональных отношений при этом оказались наиболее результативными, чем, например, шкала интернальности в семейных отношениях. Люди с выра- женной внутренней управляемостью стараются подчинять себе обстоятельства и убеждены в способности сделать это, а также в способности повлиять на свое окружение и управлять событиями. Личности с внешней управляемостью (наи-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=