Университет XXI века: научное измерение

Физика, математика и информатика 491 тия психических процессов, специальными профессиональными способностями и условиями работы [3]. Согласно профессиональному стандарту программиста, обобщенной тру- довой функцией программиста является разработка и отладка программного кода, включающая трудовые функции: формализация и алгоритмизация по- ставленных задач; написание программного кода с использованием языков про- граммирования, определения и манипулирования данными; оформление про- граммного кода в соответствии с установленными требованиями; работа с системой контроля версий; проверка и отладка программного кода [6]. В рам- ках каждой из данных трудовых функций, предусмотрены трудовые действия, а также, необходимые умения и знания программиста, разрабатывающего и от- лаживающего программный код. В рамках проводимого прикладного исследования значительный материал был получен в ходе анализа работ таких ученых, как Т. В. Корнилова, Е. А. Орел, А. А. Рычкова, О. К. Тихомиров, Б. Шнейдерман. Изучение психологических основ программирования имеет в качестве цели усиление эффективности ис- пользования компьютера, основанное на глубоком знании свойств мышления и личностных особенностей специалиста, его склонностей и способностей как личности. Особенности личности играют центральную роль в определении (ис- следовании) рабочего стиля отдельного программиста, а также особенностей его поведения в коллективе разработчиков программного обеспечения. Ниже приводится ряд примеров проработки конкретных качеств личности и познава- тельных процессов программиста, которые могут оказать влияние на эффек- тивность разработки программного обеспечения. Актуальным предметом обсуждения и дискуссии сегодня являются мнения специалистов по поводу наличия тех или иных способностей, определяющих успешность деятельности программиста. Развитие данных категорий способно- стей является одной из главных психологических основ программирования. Эффективность подготовки специалистов высокого класса в любой профессио- нальной области зависит от целого ряда факторов, которые прорабатывались в ходе исследования психологических основ подготовки будущих программи- стов к профессиональной деятельности, проводимого на базе факультета мате- матики, физики и информатики ТГПУ им. Л. Н. Толстого. По общему признанию ученых, успешность в профессии программиста тре- бует высокого уровня развития интеллекта, обладания такими качествами, как способность к абстрагированию и пониманию отношений между элементами, гибкость мышления, критичность, склонность к планированию, анализу и систе- матической работе, готовность пополнять знания и переучиваться; признаются существенными вербальные и невербальные компоненты мышления [1, 2, 7]. По мнению Б. Шнейдермана «большинство профессиональных програм- мистов занимаются проектированием, составлением, отладкой, тестированием, документированием и модификацией программ. Чем искуснее программист владеет языком программирования как инструментом, тем ценнее он как работ- ник». Автор выделяет связанные с программированием, такие характеристики личности, как самокритичность, управляемость, умеренная возбудимость, тер-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=