Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 490 А. Б. Ваньков, С. В. Даниленко, Н. Н. Хабаров Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПРОГРАММИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация. Приводится теоретическое обоснование и описание экспериментальной работы по изучению профессионально важных качеств программиста на примере группы студентов направления 02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование инфор- мационных систем. Ключевые слова: программист, профессиональная деятельность. Профессия «программист» в настоящее время выходит на одно из первых мест в обществе по уровню востребованности. При создании высокоэффектив- ных программных комплексов, отвечающих современным требованиям, необ- ходимо осуществлять психологическое сопровождение процесса разработки программ экспериментальными исследованиями, которые основываются на применении концепции психологии мышления, изучении особенностей интуи- ции и опыта разработчиков программного обеспечения. Такой подход к инте- гративному изучению вычислительных, информационных систем и психиче- ских особенностей специалистов в области программирования принято называть психологией программирования. В рамках данного прикладного на- правления психологии высока актуальность выделения и практической прора- ботки психологических основ подготовки программистов к профессиональной деятельности. Для работы по указанной проблеме понадобилось привлечение основных категорий, используемых и изучаемых далее. Программисты – специалисты в области вычислительной техники, современного программного обеспечения, которые занимаются разработкой и написанием программ для ЭВМ. В соответ- ствии с профессиональным стандартом, программист – это квалификация спе- циалиста как минимум, со средним профессиональным образованием [7]. Дея- тельность – это особая целостная система, включающая различные компоненты: мотивы, цели, задачи, действия, результат [4]. Профессиональная деятельность – социально обусловленный, осознанный, целенаправленный труд. Она представляет собой сложную динамическую систему, состоящую из мотивов, потребностей, целей, средств, способов, условий для достижения це- ли, результата [3]. Профессиональная деятельность программиста, в первую очередь, направлена на решение его профессиональных задач. Структурные компоненты профессиональной деятельности определяются уровнем сформированности профессиональных компетенций, необходимых для ее осуществления, мотивацией личности, ее эмоциональностью, уровнем разви-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=