Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 484 Ю. В. Бобылёв, А. И. Грибков, Р. В. Романов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОЦЕНКА ПОГРЕШНОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕНИ В ЛАБОРАТОРНОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ Аннотация. В работе обсуждается корректное использование ручного секундомера для измерения времени при проведении лабораторного физического эксперимента. Проводится сравнение механического и электронного секундомеров. Рассматривается необходимость учёта составляющих погрешностей измерений. Ключевые слова: эксперимент, измерения, время, секундомер, точность, погрешность. Преподавание физики немыслимо без эксперимента [1], а лабораторный практикум, в свою очередь, бесполезен без измерений. Следовательно, препо- даватель обязан предоставить студенту методическое обеспечение [2], в кото- ром научно и, желательно, просто освещены эти вопросы. Одним из таких во- просов является учёт погрешности измерений, с которым на простейшем уровне начинают знакомить ещё в школе. В лабораторном эксперименте по физике одной из часто измеряемых вели- чин является время. Причём определение интервалов времени достаточно часто встречается и в других науках, в спорте, а также в повседневной жизни. Ранее в нашем университете для этих целей использовался механические секундомеры, чаще всего 2-го или 3-го класса точности, в паспорте которых [http://tsput.ru/res/fizika/9/instruction/secundomer_mex-4.jpg] приведены формулы В= точность температура относительная погрешность 2-ой класс 3-ий класс 20 0,5 С ± ° 1,7 A B t δ   = ± +     рабочий диапазон от 20 С − ° до 40 С + ° 3 1,7 A B t δ   = ± +     4 4,3 10 − ⋅ 4 7,5 10 − ⋅ Здесь A = 0,2 c – значение скачка секундной стрелки, В – составляющая относительной погрешности, определяемая отклонением частоты спускового регулятора от номинального значения, t – измеряемый интервал времени.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=