Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 474 обществ от 21 мая 1871 года и устав Варшавского общества от 10 ноября 1871 года [8]. Уставы подобных установлений, таким образом, были единообразны. Основные различия были в минимальном размере основного капитала и коли- честве участников, необходимых для начала работы. Круг операций, которые разрешалось проводить обществам взаимного кредита, стал куда шире. Он практически не отличался от операций, проводимых коммерческими банками. Главное отличие было в том, что клиентом коммерческого банка могло быть любое лицо, тогда как общества взаимного кредита обслуживали только своих членов [17, с. 68]. До начала 90-х гг. XIX века в России не было специального законодатель- ства для регулирования деятельности банкирских домов. В середине 80-х гг. XIX века в Министерство финансов поступило много жалоб на участие банкир- ских домов и контор в биржевых спекуляциях. Особенно большой резонанс в обществе вызвали крахи контор Мусатова в Москве, и Кана в Санкт- Петербурге, которые занимались торговлей в рассрочку билетами выигрышных займов, а так же биржевыми спекуляциями. В первой половине мая 1889 года Особенная канцелярия по кредитной части завершила выработку проекта По- ложения о банкирских заведениях, а уже 14 мая министр финансов, И. А. Выш- неградский, представил его на рассмотрение в Государственный совет. Министр считал необходимым исключить из банкирских учреждений меняльные лавки, разрешая тем лишь разменивать денежные знаки и оплачивать купоны ценных бумаг. Те, кто желал заниматься банкирской деятельностью, должны были полу- чить разрешений от губернского начальства, после чего необходимо было внести залог в Госбанк в размере одной десятой от заявленного основного капитала. Так же планировалось сократить круг операций для банкирских учреждений, нало- жить запрет на прием денежных средств во вклады, а так же выдавать ссуды и открывать текущие счета. Такими мерами Минфин планировал лишить бан- кирские дома и конторы возможностей спекулировать на биржах [3, с. 23–25]. Однако Государственный совет встал на защиту интересов банкиров, за- щищая их от посягательств со стороны правительства. На заседании, проведен- ном 20 мая 1889 года, они заявили, что свобода деятельности банкиров будет способствовать развитию промышленности и торговли благодаря получению частными предпринимателями доступных кредитов, вследствие чего следует проводить политику не в сторону урегулирования работы банкирских заведе- ний, а в направлении борьбы с недобросовестными банкирами. Удалось лишь получить право преследовать тех, кто занимался спекуляциями на бирже, а так же запрещать нарушителям перезалог процентных бумаг, равно как и другие операции, которые можно было бы использовать для наживы за счет клиентов. Сменивший Вышнеградского на посту министра финансов С. Ю. Витте требовал предоставления Министерству финансов права надзирать за теми бан- кирскими организациями, чья деятельность вызывает сомнения по поводу за- конности оной. Основываясь на результатах проверки, ведомство могло бы применить соответствующие меры к нарушителям. Министр считал необходи- мым создать ряд правил, что позволили бы Минфину получать сведения об уч- реждаемых банкирских установлениях, а так же о проводимых ими операциях.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=