Университет XXI века: научное измерение
Педагогика и психология образования 47 А. С. Жутова, Ю. В. Бобылев Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого О ВОЗМОЖНОСТИ РАСШИРЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ФИЗИКИ ПО ТЕМЕ «МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ» Аннотация. Колебания сопровождают нас повсюду в различных областях деятельно- сти. Необходимость в практическом изучении параметров колебаний является весьма акту- альной задачей. В школьном курсе физики на изучение теоретических знаний по данной теме отводится по 11 часов в 9 и 11 классах. Но на лабораторный практикум отводится только 1 час в 9 классе. Это и говорит о необходимости расширить экспериментальную базу по теме «Механические колебания и волны». Ключевые слова: механические колебания и волны, лабораторный практикум, ФГОС ООО, рабочая программа, план, результат, анализ, оценка. В настоящее время основной задачей школы является подготовить учени- ков к ускоренному темпу жизни и ее постоянной изменчивости. Поэтому в приоритете стоит не только дать школьнику как можно больше знаний, а еще и обеспечить его личностное и познавательное развитие. Традиционные пред- ставления результатов обучения в свою очередь сменяются на современные: предметные, метапредметные и личностные. Учителю физики необходимо увидеть все группы результатов, которые могут получить учащиеся при изучении предмета в основной школе. При под- готовке рабочей программы он должен составлять план своей деятельности и деятельности учащихся так, чтобы методично получить запланированные об- разовательные результаты. В плане развития познавательных универсальных учебных действий на уроках физики основное внимание уделяется: • практическому освоению основ проектно исследовательской деятельности; • развитию навыков осмысленного чтения и работе с информацией; • практическому освоению методов познания. Умение учащихся теоретически рассуждать еще не обеспечивает умения вы- полнять эти же действия на практике в реальной жизни. Важнейшим этапом в разви- тии теоретических знаний обучающихся является не становление умственного дей- ствия, а реализация этого действия в практической деятельности. Поэтому уроки физики предусматривают привлечение школьников к таким видам деятельности, ко- торые могут позволить использовать приобретенные ими теоретические основы на практике. К таким методам относится выполнение учащимися лабораторных работ. Выполнение практических работ помогают расширению знаний обучающихся по физики, получению новых знаний, развитию нестандартного мышления. Лабораторные работы имеют также воспитательный характер, поскольку они учат дисциплине, индивидуальной и партнерской работе. Практические ра-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=