Университет XXI века: научное измерение
Исторические исследования 453 формирование частей, оснащенных тактическими средствами доставки ядерно- го оружия, в том числе в составе западногерманской армии. Вопреки протестам общественности, в том числе, видных ученых, выступивших с «Гёттингенским манифестом» (1957 г.) (19), 25 марта 1958 г. германский бундестаг большинст- вом голосов фракции ХДС/ХСС выступил за оснащение бундесвера «современ- ным», то есть ракетно-ядерным, оружием. В то же время в 1957–1958 гг. ФРГ стала участвовать вместе с Францией и Италией в разработке ядерных взрыв- ных устройств. СССР и государства – члены Организации Варшавского Договора были вынуждены принять ответные меры. На территории ГДР на двух военных базах Группы советских войск в Германии в феврале-марте 1959 гг. были размещены ядерные ракеты средней дальности типа Р-5М, причем без согласования с ру- ководством ГДР. Однако уже в августе-сентябре 1959 г. это оружие было пере- дислоцировано около г. Гвардейска Калининградской области. Вместе с тем в советской армии были созданы специальные секретные саперные подразделе- ния для ликвидации миниатюрных ядерных фугасов, размещенных, по сообще- ниям западной прессы, в 1955–1965 гг. на территории ФРГ в специальных ко- лодцах, в основном, в районе стратегического Фульдского коридора, где ожидали основной бронетанковый удар советских войск. Подрыв фугасов дол- жен был производиться по таймеру или дистанционно, по радиосигналу. Пла- нировалось создание «атомного минного пояса» вдоль границы ФРГ с ГДР. Как отмечалось в немецком журнале «Фокус», согласно полученным мюнхенским историком Д. Бальдом архивным данным, в середине 1960-х годов на земле ФРГ находилось около 700 атомных бомб. В случае нападения на территорию Западной Германии США должны были передать их в распоряжение ФРГ для приведения в действие (21). Согласно архивным материалам МИД ФРГ, допу- щенным к опубликованию в марте 2012 г., на территории страны временами находилось до 5200 ядерных боезарядов (5). В 1958 г. министр обороны ФРГ Ф. Й. Штраус предложил создать «Евро- пейское оборонительное сообщество» для управления американским ТЯО в Ев- ропе. Проект поддержала американская администрация Д. Эйзенхауэра. В 1959 г. в США была выдвинута концепция «ядерного участия» – обсуждения с союз- никами по НАТО вопросов использования ТЯО. В 1961 г. администрация Дж. Кеннеди приняла концепцию «двойного ключа» относительно создания систе- мы совместного контроля США и союзников над этими вооружениями на тер- ритории Европы. Однако, как следует из рассекреченных в ФРГ документов, на деле согласие западногерманского руководства на размещение ядерного ору- жия на территории страны не испрашивалось. Только канцлеру В. Брандту уда- лось убедить своих партнеров из Франции и Великобритании в необходимости «советоваться» с правительством ФРГ в случае необходимости оснащения ядерными вооружениями войска союзников по НАТО, расположенные в Запад- ной Германии (5). Советское руководство с конца 1950-х гг. видело в приобщении ФРГ к ядерному оружию потенциальную угрозу своей безопасности и безопасности своих союзников. В 1958 г. министр иностранных дел Польши А. Рапацкий
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=