Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 45 Формирующий этап эксперимента был связан с организацией деятельности во время проведения занятий практического типа (курс по выбору «По дорогам творчества: развитие творческого потенциала современного школьника» и дис- циплина «Исследовательская деятельность педагога в современном образова- тельном процессе»), а также во время педагогической практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, и заклю- чался в выполнении ряда заданий, носящих разноплановый характер и направ- леных, в том числе, на формирование профессиональных мотивов у будущих учителей русского языка и литературы. Данные задания были связаны с анализом видеофрагментов, содержащих обучающий материал, диагностическим исследованием учащихся в период при- сутствия на практике, планирование собственной учебной и воспитательной деятельности, организацией данных видов деятельности, проведением уроков русского языка и воспитательных мероприятий в период практики, планирова- нием и проведением исследовательских заданий. Так, в процессе выполнения заданий происходило знакомство студентов- фиологов с современным состоянием учебно-воспитательной работы в центрах образования, с передовым педагогическим опытом, осуществлялся учет индиви- дуальных особенностей и помощь обучающимся в решении задач обучения и воспитания, работа с различными возрастными группами, осуществление пси- холого-педагогической диагностики на педагогической практике и анализ реальных педагогических ситуаций на занятиях по дисциплине «Исследовательская деятель- ность педагога в современном образовательном процессе» и т. д. Завершающий этап диагностики мотивов профессиональной деятельности позволил выявить (после проведения занятий по дисциплина «Исследователь- ская деятельность педагога в современном образовательном процессе», 8 семестр) существенные различия между констатирующим этапом диагно- стики и итоговым: если на констатирующем этапе наблюдалось преобладание внешней положительной мотивации – ВПМ, между тем как внутренней моти- вацией – ВМ – характеризовались только 30 % респондентов, то итоговый этап выявил существенные изменения. Существенный прирост произошел во внутренней мотивации (ВМ) – 50 % опрошенных; показатели внешней поло- жительной мотивации снизились – ВПМ – 42 %; показатели внешней отрица- тельной мотивации уменьшились существенно – ВОМ – 8 %. Таким образом, мы можем отметить, что активное включение будущих учителей русского языка и литературы в практическую деятельность на заня- тиях, в период педагогической практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, выполнение заданий и их участие в разнообразных видах деятельности с обучающимися, является за- логом успешного формирования профессиональной мотивации и способству- ет эффективной подготовке будущего специалиста к успешному решению профессиональных задач.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=