Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 446 ство в конце XIX – начале XX вв. приняло решения изъять из юрисдикции фин- ляндского сейма вопросы общегосударственного значения, ликвидировать в ре- гионе национальные вооруженные силы и сделать русский язык официальным в делопроизводстве. 17 июня 1910 года был принят закон «О порядке издания касающихся Финляндии законов», который официально закрепил ликвидацию финской автономии 1 . В отношении Польши к началу XX века сложилась абсолютно иная ситуа- ция: сформировалось четкое понимание необходимости создания независимого Польского государства под протекторатом России 2 . Дело в том, что поляки не только укрепились в своем национальном самосознании, но и активно влияли своей культурой и мировоззрением на западные губернии Российской империи. Инструментом воздействия на местное население поляки выбрали систему об- разования: римско-католические священники занимались тайным обучением, польский журнал «Страж Отчизны» и литовская газета «Хозяин» распростра- няли идеи о необходимости обособления из состава Российской империи 3 . По- пытки царского правительства препятствовать польскому влиянию вызвали лишь волну недовольства. Положение Прибалтики было самым сомнительным: к 1915 году судебная система была унифицирована с общероссийской, все представительные органы работали под тотальным государственным контролем, привилегии прибалтий- ского дворянства были ликвидированы 4 . Несмотря на столь жесткие и диффе- ренцированные меры, в период Первой мировой войны появляются новые точ- ки зрения, получившие одобрение среди политической элиты: создание в Польше и Финляндии национальных государств с сохранением российского влияния и объединение ядра империи на принципах единства законодательства, системы управления и языка 5 . Таким образом, можно отметить, что проблемы, с которыми сталкивалось российское правительство при разрешении национального вопроса в конце XIX – начале XX вв. возникали из-за отсутствия четкой политики в отношении этни- ческих меньшинств. На примере Польши, Финляндии и Литвы, можно увидеть, как власть неоднократно меняла свое отношение к «периферии» и не учитывала экономическую и политическую ситуацию при разрешении существовавших вопросов. Отсутствие политической воли центра и изменение экономической 1 Аманжалова Д.А., Кулеев С.В. Национальная политика России: история и современность. М., 1997, С. 254. 2 Мамаев И.А. Российская империя и ее национальная политика: опыт реализации проекта по унификации имперских окраин на примере Царства Польского // Современная наука: акту- альные проблемы теории и практики. Сер.: Гуманит. Науки, 2017, № 5, С. 135. 3 Уварова Н.А. Государственная политика в сфере образования на Западных окраинах России в конце XIX начале XX в. как часть национальной политики // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина – 2012, №1. – С. 75. 4 Рагимова П.Ф. Национальная политика российского правительства в конце XIX – начале XX века // Вестник СамГУ – 2010, № 5, С. 95. 5 Напалкова И.Г. Западные окраины Российской империи в проектах реформирования систе- мы государственного управления конца XIX – начала XX века // Вестн. МГУ – 2012. – № 3– 4, С. 45.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=