Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 44 и являющееся внутренним движущим фактором развития профессионализма и личности. Именно на основе ее высокого уровня формирования и возможно эффективное развитие культуры личности и профессиональной образованно- сти. Исследователи понимают под профессиональной мотивацией совокупность мотивов, определяющих позитивное отношение студента к выбранной профес- сии, что побуждают и направляют его к изучению будущей профессиональной деятельности и обеспечивают успешность ее усвоения. Ученые отмечают, что иерархия мотивов (в том числе профессиональных) в процессе обучения в педа- гогическом вузе меняется, при этом роль практической подготовки играет ог- ромную роль. Если говорить о специфике практической подготовки в педагогическом ву- зе, то можно отметить как работу на занятиях практического типа, так и прак- тику. Производственные педагогические практики являются одним из средств успешной подготовки студентов-филологов к работе учителя и максимально приближены к профессиональной деятельности. Они составляют значимую часть учебно-воспитательного процесса, соединеняя теоретическоую подготов- ки будущих учителей с их практической деятельностью в различных образова- тельных организациях. Исследователи, в основном, сходятся во мнении об основной цели педаго- гических практик – «формирование у будущих учителей положительного отношения к профессии педагога, приобретение и совершенствование практи- чески значимых умений, навыков, видов деятельности в проведении учебно- воспитательной, внеклассной, внеаудиторной и внешкольной работы развитие у будущих педагогов профессионально-педагогических качеств и свойств лично- сти». На педагогической практике может произойти «слом» внешне- отрицательной мотивации к внешней положительной и внутренней мотивации. В рамках нашего исследования, направленного на формирование профес- сиональных мотивов в 2017–2018 г. были охвачены 40 студентов 4 курса фа- культета русской филологии и документоведения. Исследование включало три этапа: а) констатирующий, б) формирующий и в) контрольно-оценочный. На констатирующем этапе эксперимента (7 семестр, до проведения кур- сов по выбору) определялся уровнь сформированности «внутренних» мотивов профессиональной деятельности (показателями являлась «внутренняя мотива- ция»). Мы использовали для диагностики мотивации профессиональной дея- тельности методику К. Замфир в модификации А. А. Реана. Данная методика основана на концепции внешней и внутренней мотивации профессиональной деятельности [1]. На констатирующем этапе мы получили следующие результаты: внешняя положительная мотивация преобладает – ВПМ – 50 % (стимулы, ради кото- рых будущие учителя русского языка и литературы считают нужным прилагать усилия и т. д.); внутренняя мотивация – ВМ – оказалась только у 30 % опро- шенных, показатели внешней отрицательной мотивации также присутствова- ли у респондентов – ВОМ – 20 %.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=