Университет XXI века: научное измерение

Исторические исследования 431 Тем не менее, земствам не только удавалось поддерживать состояние дорог, но строить новые (преимущественно от городов к железнодорожным станциям). Так, с 1873 г. по 1899 г. на территории губернии было проложено 12 линий зем- ского шоссе, среди которых: Одоев – Тула, Венев – Тула, Епифань – станция Епифань, Ясенки – Крапивна, Новосиль – Зелегощ [38, с. 44]. Важным этапом в развитии транспортной сети Тульской губернии стало строительство железных дорог. В 1866 г. началось строительство Московско- Курской железной дороги, которая, согласно плану 1863 г. должна была прохо- дить через Тулу. В 1867 г. была построена и введена в эксплуатацию магистраль Москва – Серпухов, в 1868 г. – Серпухов – Тула (обеспечившая прямое железно- дорожное сообщение губернского центра с Москвой) и Тула – Курск. В 1870 г. через юг Новосильского уезда прошла дорога Орел – Елец, соединившая Орло- во-Витебскую и Орлово-Грязевскую железные дороги. В 1874 г. начала функ- ционировать Сызрано-Вяземская железная дорога. В результате, Тула получила сообщение: Вязьма – Калуга – Алексин – Тула-Вяземская – Узловая (до 1877 г. Хрущево) – Павелец – Скопин – Ряжск – Моршанск – Пенза – Сызрань. В 1874 г. была запущена дорога Елец – Узловая, которая прошла через Ефремовский и Бо- городицкий уезды [11, с. 3-7]. Появление новых путей сообщения существенно изменило хозяйственную географию Тульской губернии. Города и уезды, через которые пролегали железные дороги , получили импульс к развитию, в то время как местности, удаленные от них , впали в стагнацию [37, с. 84–87]. Таким образом, географическое расположение, климатические и природ- ные условия Тульской губернии во второй половине XIX в. оказывали сущест- венное влияние на экономическое развитие провинции. От урожая сельскохо- зяйственных культур (размеры которого колебались год от года) зависел объем предоставляемых на рынок сельским населением продуктов, а, соответственно, благосостояние населения, его покупательная способность. Природно- климатическими условиями была определена и география хозяйственной спе- циализации провинции. Низкая урожайность почв северных и средних уездов губернии не позволяла сельскому населению покрывать свои расходы исклю- чительно за счет сельского хозяйства, что определяло развитость отходничества и кустарных промыслов в этих районах. В то же время, черноземные почвы южных уездов были плодороднее, что обеспечивало возможность населению в них концентрировать усилия на земледелии. Территориальное расположение Тульской губернии в Европейской России и близость к Москве обусловило тор- говую и промышленную ориентацию на столичные рынки. Транспортная ин- фраструктура Тульской губернии во второй половине XIX в. постепенно мо- дернизировалась. К концу столетия она включала 3 речные пристани, 2 шоссе, 12 линий земского шоссе, 6 почтовых дорог, 6 торговых, 13 проселочных, 3 же- лезнодорожные ветви. Однако, одновременно с появлением новых путей сооб- щения, терял свое значение водный транспорт. Низкое качество грунтовых дорог, которые практически невозможно было использовать во время дождей и в снежные зимы, изолировало уездные города, деревни и села. Данное об- стоятельство повышало фактор сезонности при эксплуатации путей сообщения,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=