Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 430 г. Тулы как губернского центра. Все они пересекались поперечными дорогами, соединявшими между собой уездные города. На территории Тульской губернии пролегали два шоссе – Тульское губернское (от г. Тулы до границ Московской губернии) и Тульско-Орловское (от г. Тулы до границ Орловской губернии). Движение по ним не прекращалось круглый год [3, с. 16]. В систему путей сообщения Тульской губернии входили и почтовые трак- ты. От г. Тулы отходили: Рязанский с ответвлением от г. Венева в г. Каширу, Старый Воронежский – с веткой от г. Богородицка в г. Епифань и Калужский. От Тульско-Орловского шоссе отходили почтовые дороги к городам Крапивне, Одоеву, Белеву (от него отходил Старый Киевский тракт до границ Орловской губернии), Ефремову, Черни и Новосилю. По своему качеству они были ниже шоссейных дорог. Часть из них являлись песчано-глинистыми, некоторые про- ходили по чернозему и лишь немногие прокладывались по жесткому грунту. В результате в период дождей их использование затруднялось. К примеру, Ря- занский тракт весь был с глубокими колеями, «весною и осенью … [дорога] очень грязна… грязь стоит по ступицу» [3, с. 34]. Шоссейные дороги и почтовые тракты являлись важными средствами коммуникации, однако редко использовались при перевозке товаров. Для этих целей существовали специальные торговые дороги. Все они, кроме одной были проложены через Тулу – крупный торговый и промышленный центр. К ним относились: Старая Московская (от Тулы до Москвы), из Тулы в г. Ливны, от г. Тулы через Епифань в д. Скопин, от г. Тулы в Каширу и Старая Калуж- ская. Все эти дороги содержались в относительном порядке и в сухие дни были пригодны для транспортировки по ним грузов или прогона скота. Торговцы чаще использовали их, опасаясь шоссейных скоплений и «пробок» на цен- тральных дорогах, которые увеличивали время в пути, а, соответственно, по- вышали цену товаров. Единственная дорога, которая пролегала в обход губерн- ского центра – Большая проселочная от г. Венева через Епифань на г. Ефремов. Она представляла собой транзитный участок, связывавший южные провинции империи с Москвой.Уездные города между собой были связаны сетью грунто- вых проселочных дорог, которые пересекались оврагами, ручьями и реками размывались каждую весну и осень [3, с. 45–49]. Низкое качество дорог, множество мостов и переправ требовали постоян- ного надзора за их состоянием. Обязанность следить за исправностью транс- портной сети губернии во второй половине XIX в. была возложена на земства. Уже на первой земской сессии 1866 г. была образована дорожная комиссия. Однако с 1866 г. и до конца XIX столетия сохранялась неразбериха с балансо- держателями дорог. На протяжении 30 лет губернское земство стремилось пе- редать дороги уездным земствам, а те, в свою очередь, жаловались на нехватку средств на ремонт путей сообщения. Ситуация усугубилась в 1872 г., когда Тульскому земству передали все казенные шоссе. В губернии долгое время су- ществовала натуральная дорожная повинность, предусматривавшая ремонт до- рог силами местных жителей, что негативно сказывалось на качестве ремонта путей. Замена натуральной дорожной повинности денежной – заняла 25 лет. К примеру, 1887 г. только 6 уездов из 12 перешли на денежную повинность.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=