Университет XXI века: научное измерение
Педагогика и психология образования 43 Н. И. Ешкина Тульский государственный педагогический универсистет им. Л. Н. Толстого ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Аннтотация. В статье рассматривается специфика формирования мотивов в процессе практической подготовки студентов-филологов в педагогическм вузе. Приведены результаты исследования мотивации профессиональной деятельности. Ключевые слова: подготовка студентов-филологов, профессиональная мотивация, практическая подготовка. Современная система образования предъявляет ряд требований к подготов- ке в стенах высших образовательных учреждений компетентных специалистов, способных успешно решать профессиональные задачи. Во многом эффектив- ность и качество образования будущих учителей русского языка и литературы определяется их направленностью на освоение профессии, основанной на сис- теме мотивов. Это обуславливает создание в рамках образовательного учреж- дения условий, способствующих развитию и формированию активности студентов-филологов в освоении теоретических знаний и готовности к приме- нению полученного багажа в практической области. В меняющихся условиях развития системы высшего педагогического образования возрастает роль такой подготовки, где особое внимание будет уделяться роли профессионального вы- бора. Профессиональное становление специалиста можно классифицировать как процесс «профессионального проектирования личности», сложный, непре- рывный и постоянно меняющийся. Важная роль в профессиональном становле- нии будущего учителя русского языка и литературы отводится готовности к профессии, которая многими исследователями понимается как «интегратив- ное личностное образование, предполагающее профессиональную подготовку». Э. Ф. Зеер указывает следующие стадии профессионального становления чело- века: 1) подготовка к выбору профессии, 2) профессиональная подготовка и 3) непосредственно профессиональная деятельность [2]. Таким образом, мы можем отметить, что важнейшим аспектом в профессиональном становлении педагога является формирование профессиональных мотивов у будущих учите- лей русского языка и литературы, придающих личностный смысл деятельности. Мотивы и мотивация могут быть как внутренние, так и внешние, зависящие от сложивщихся факторов, побуждающиеся внешними стимулами (материальные поощрения и т. д). Но важным становится трансформация мотивации, завязан- ной на внешних факторах во внутренние мотивы. На первый план в профессио- нальной мотивации выходит положительное отношение к педагогической дея- тельности, связаное с конечными целями обучения в педагогическом вузе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=