Университет XXI века: научное измерение

Исторические исследования 429 личного размера, водоизмещения и конструкции, строившиеся в Орле и Калуге. Обыкновенно барки и плоты аккуратно с помощью большого числа бурлаков спускали по течению реки. Однако в период весенних и осенних паводков суда часто подвергались крушению [3, с. 22]. По этой причине на суда не загружался товар, пока лед полностью не сходил. Во второй половине XIX в. обмеление р. Оки усиливалось и вызывало все больше неудобств для торгового судоходства. Уже в 1861 г. белевский уездный исправник в своем отчете писал: «…[река] не имеет достаточной глубины, чтобы грузные суда могли плыть с белевской при- стани свободно… для сего к отправке грузных судов спускаются к владельче- ской мельнице и тогда глубина оной бывает от 5 до 8 четвертей» [5, л. 3]. По- мимо судоходства по Оке сплавлялся в большом количестве строевой и дворяной лес, преимущественно из Жиздринского уезда Калужской губернии и Ельницкого – Смоленской. В пределах Тульской губернии существовало три речные пристани – в Бе- леве, Алексине и Кашире. Самой крупной, являлась Белевская, на которой со- бирался товар почти со всей Тульской губернии, а также с южных провинций – Орловской, Воронежской, Курской, Киевской, доставляемый к пристани гуже- вым транспортом. В Белеве продукты сельского хозяйства и животноводства собирались на складах, затем упаковывались и отправлялись в Москву, Ригу и Санкт-Петербург [37, с. 81–82]. Однако в 1860-е гг. в связи с обмелением реки от г. Мценска Орловской губернии до Белева его значение как торгового и транспортного центра начало падать. В последующем, с прокладкой желез- ных дорог в значительном отдалении от Белева, экономическая ситуация еще более усугубилась. В 1862 г. чиновники из Петербурга констатировали: «мест- ной торговле Белева не благоприятствуют: отдаление города от торговых трак- тов, гористый путь от Болхова и большие пески от Козельска, вследствие чего она не имеет обеспеченной будущности» [39, с. 17]. Алексинская пристань имела меньшее значение, чем Белевская. Суда здесь останавливались крайне редко (только для починки или зимовки). Однако Алексин являлся центром торговли строевым и дровяным лесом, который поступал из Калужской и Смо- ленской губерний, а затем распространялся по всей Тульской [39, с. 10]. При- стань в Кашире во второй половине XIX в. практически полностью утратила свое значение транспортного узла. Торговцы по пути к столице предпочитали останавливаться в Коломне или в самой Москве. В связи с этим, в Кашире так и не сложилась инфраструктура для хранения товаров (отсутствовали склады и ссыпные амбары). Ока являлась важным звеном, связующим Тульскую губернию с южными, северными и восточными провинциями империи, центральными северными морскими портами. Однако не менее значимыми были наземные пути сообще- ния. Именно они обеспечивали связь между всеми местностями губернии, реч- ными пристанями, через них шел товарообмен со столицей и сопредельными провинциями. Причем их значение с развитием капиталистических отношений все больше возрастало. Во второй половине XIX в. Тульская губерния была пересечена множест- вом дорог различного статуса, которые пролегали во всех направлениях от

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=