Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 428 Активизация добычи угля в Тульской губернии во второй половине XIX в. была связана с развитием железнодорожного транспорта.Увеличение числа ка- менноугольных копей имело «благоприятное влияние на экономический быт населения посредством приглашения на трудовые работы» [4, л. 9]. В добыче каменного угля помимо государства были заинтересованы и частные лица. К примеру, граф А. А. Бобринский в своем имении в д. Малевке Богородицкого уезда начал самостоятельную разработку месторождения. Малевский уголь по- сле множества экспертиз был признан одним из самых лучших в Тульской гу- бернии и стал применяться на сахарном заводе самого Бобринского, на котором ежегодно употреблялось до 600000 пуд., «принося владельцу несколько десят- ков тысяч ежегодного дохода» [29, с. 85]. Вообще тульский каменный уголь шел на удовлетворение спроса местной промышленности, которая требовала все большее его количество. Поэтому с развитием сети железных дорог в Туль- скую губернию уголь начал завозиться с Юга России [20, с. 6]. Особое влияние на развитие торгово-рыночных отношений оказывали транспорт и система путей сообщения [13]. Во второй половине XIX в. в Туль- ской губернии использовался (как и в предыдущей половине столетия) водный и гужевой транспорт, а с конца 1860-х гг. активно развивался железнодорожный. Тульская губерния была богата внутренними водами, в её пределах проте- кало множество рек, речек и ручьев, которые относились к бассейнам двух рек – Оки и Дона. Дон не являлся судоходным т.к. в Тульской губернии находится лишь его исток, и глубина реки не позволяла осуществлять навигацию. В тор- говом и промышленном отношении особое значение имела р. Ока. Несмотря на то, что река омывала лишь западную и северную границы губернии (см.: Кар- тосхему № 1), по ней в середине XIX в. из провинции отправлялись избытки урожая и фабричные изделия в Калугу, Москву, Нижний Новгород и в Петер- бург, а оттуда привозились товары, которые либо вовсе не производились в Тульской губернии, либо были дефицитными [3, с. 16]. Вообще р. Ока зани- мала одно из первых мест между всеми судоходными реками Европейской Рос- сии [3, с. 19]. Она соединяла Орловскую, Тульскую, Калужскую, Рязанскую гу- бернии с приволжскими провинциями. Однако, несмотря на большую протяженность реки, которая обеспечивала связь с отдаленными от Тульской губернии провинциями, она имела недостаток – плавание по ней носило сезон- ный характер. Ока вскрывалась после зимы обычно в конце марта – начале ап- реля и освобождалась ото льда только дней через 10 после вскрытия. Полный разлив продолжался не более 12 дней. Плавание по реке не прекращалось весь судоходный период, но основная масса судов проходила в полную воду. Летом Ока мелела, а глубина её в разных местах ежегодно изменялась от наносного песка и ила. В результате, образовывались отмели там, где в предшествовавшие годы их вовсе не было. В период высоких летних температур и засух мини- мальный уровень необходимой глубины поддерживался спускной водой из Ор- ла 1 . Эти обстоятельства обусловили использование в течение года судов раз- 1 В Орловской губернии на реке Оке от г. Орла и выше по течению располагалось множество водяных мельниц с плотинами. При необходимости, вода спускалась.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=