Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 422 Н. А. Биленко Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. (к проблеме функционирования и развития местного товарного рынка) * Аннотация. В статье представлена историко-географическая характеристика Тульской губернии второй половины XIX в. В работе рассматриваются природно-климатические усло- вия, особенности географического положения провинции, дается характеристика географии путей сообщения и их эволюции. Путем картографирования сведений источников различно- го происхождения (делопроизводственной документации, административной и демографиче- ской статистики), анализируется влияние историко-географических условий на хозяйствен- ную специализацию местностей провинции. Ключевые слова: Тульская губерния, местный товарный рынок, историческая география. В настоящее время одной из центральных проблем в экономической исто- рии Российской империи второй половины XIX в. является проблема функцио- нирования и развития внутреннего рынка страны. В российской исторической науке, сложилось, как минимум, три подхода к его изучению. Внутренний ры- нок рассматривался исследователями как система товарного производства, сфе- ра товарного обращения и в качестве пространства, в пределах которого суще- ствовали устойчивые торговые связи между производителями, посредниками и потребителями [6; 12; 17; 35]. Причем общим для всех этих подходов, являет- ся то, что в отличие от истории экономики (в рамках которой рынок изучается в качестве идеальной аналитической абстракции, где основными элементами выступают показатели спроса и предложения) для специалистов по экономиче- ской истории рынок – реально существовавшая хозяйственная система [8, с. 88]. Данное обстоятельство побуждает историков изучать участников торго- во-рыночных отношений (производителей, посредников и потребителей), фор- мы торговли (стационарные, периодические) и промышленного производства (фабрично-заводское, мануфактурное, ремесленное), их эволюцию, географию торгово-промышленной сети страны, направления товаропотоков [7, с. 58–60]. В связи с этим, немаловажным становится вопрос о влиянии внеэкономических факторов на развитие торгово-рыночных отношений. Одним из них являются историко-географические условия 1 . * Исследование выполнено в рамках реализации проекта «Локальный рынок товаров и услуг г. Тулы в период пореформенной России» при поддержке гранта РФФИ № 17-31-01075-ОГН. 1 В российской и зарубежной исторической науке накоплен целый ряд исследований, бази- рующихся на идее географического детерминизма, посвященных экономическому, полити- ческому и социальному развитию России. К числу подобных исследований можно отнести

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=