Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 41 Педагогические ценности учителя, закрепленные в ядре его аксиосферы, определяют содержательное и структурное наполнение ценностного отношения к профессиональной деятельности: отношение к образовательному процессу и его результату, к личности ребенка, его родителям, к коллегам, себе самому. Успешность становления системы профессиональных ценностей связана с активностью, инициативностью, критичностью, креативностью студента, с его субъектной позицией. Субъектная позиция предполагает не автоматиче- ское присвоение знаний о мире, но превращение полученной информации в личностно-смысловую. Только достаточно стабильная аксиосфера педагога может стать основой его самоосуществления. Ценностное отношение субъекта к собственной профессиональной дея- тельности связано со следующими характеристиками: – сознательность (педагог понимает приоритетные ценности деятельности учителя); – эмоциональность (среди системы ценностей есть личностно-смысловые); – интеллектуальная активность (осмысление, критический анализ, преоб- разование различных аспектов деятельности); – волевая активность (самоутверждение, готовность противостоять среде), – действенностью (реализация своих идей в профессии). Ценностное отношение к профессионально-педагогической деятельности, по нашему мнению, представляет собой сложный интегративный личностный конструкт, включающий совокупность следующих компонентов: – когнитивный (знания, убеждения, компетенции, способы деятельности); – эмоциональный (личностный смысл ценностей); – интеллектуально-волевой (готовность проявлять волевые усилия, само- утверждаться в профессиональном сообществе); – конативный (усвоение продуктивных моделей поведения). Восприятие коррекционно-образовательной деятельности как профессио- нально-личностной ценности связано с усвоением основ специальной психоло- гии и педагогики, с пониманием технологии гуманного отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья, с устойчивой установкой педагога на выбор адекватных моделей поведения. Формирование ценностного отношения к педагогической деятельности предполагает интериоризацию и иерархизацию полученных знаний, умений, компетенций. Анализ особенностей профессионально-педагогической деятель- ности педагога-психолога в контексте структурных компонентов ценностного отношения побудил нас акцентировать факторы, влияющие на развитие ценно- стного отношения к коррекционно-образовательной деятельности. Литература 1. Асмолов, А. Г. Вызовы современности и перспективы профессионально- го роста в мире образования / А. Г. Асмолов // Образовательная панорама.– 2016.– № 1.– С. 6–8.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=