Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 408 2) возможность проследить путь распространения документа от его созда- ния до конечного адресата (как в пределах предприятия, так и в сети интернет); 3) организация обратной связи между участниками информационного взаимодействия. Все эти характеристики должны быть отражены в понятии «электронный документ», которое приобретает всё большую автономность и значимость. Практика применения электронных документов постоянно расширяется: − многие банковские услуги оказываются в режиме онлайн; − арбитражные суды и суды общей юрисдикции предоставляют возмож- ность подачи процессуальных документов в электронном виде [9]; − граждане пользуются возможностями региональных и государственных ин- формационных систем (электронная регистрация юридических лиц, запись к врачу, электронный дневник, доступ к госархиву, предоставление льготных путевок и т. д.); − на предприятиях вводятся и функционируют системы электронного до- кументооборота; − бронируются и приобретаются билеты и многое другое. Однако автору видятся несколько серьезных проблем, которые тормозят развитие применения электронного документа. Одной из таких проблем является подмена понятий электронного докумен- та и электронного образа документа, несколько расплывчатые формулировки понятия электронный документ и скудный понятийный аппарат. Рассмотрим подмену понятия электронного документа, бытующую среди участников информационного обмена. Часто при оформлении двух-, трехсто- ронних документов (справок, заключений, отчетов, перечней входного контро- ля, актов приема-передачи и т. д.), а также деловых писем исполнители оформ- ляют установленным порядком (собирают подписи) один экземпляр документа, аргументируя это тем, что документ будет отсканирован. На практике распеча- танный на цветном принтере документ действительно сложно отличить от ори- гинала. Но обладает ли он юридической силой, правомерны ли такие действия, можно ли считать такой документ электронным? Закон № 149-ФЗ [2, статья 2 ] определяет электронный документ как доку- ментированную информацию, представленную в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекомму- никационным сетям или обработки в информационных системах. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации электронным до- кументом, передаваемым по каналам связи, признается информация, подготов- ленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, маг- нитных, оптических либо аналогичных средств, включая обмен информацией в электронной форме и электронную почту [ 1, статья 434 ] . В соответствии с ГОСТ Р 7.0.8-2013 электронный документ – документ, информация которого представлена в электронной форме [ 5, пункт 3.1 ] . Именно поэтому и возникает подмена понятия электронного документа: отска- нированный документ пригоден для восприятия человеком только с использованием

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=