Университет XXI века: научное измерение

Правовые аспекты регулирования общественных отношений: направления и перспективы развития 405 правовой документ, регламентирующий именно эти, конкретные, специальные правоотношения в профессиональной сфере. Для нас представляет интерес в первую очередь педагогическая деятель- ность. Как и любая другая сфера профессиональной деятельности, педагогиче- ская основана на совокупности правовых норм, регулирующих наиболее важ- ные общественные отношения. Конституция РФ содержит основные положения, которые отражают поли- тику нашего государства и общества. В ней сформулированы общие положения с учетом ратифицированных международных договоров между иностранными государствами и РФ. Все остальное законодательство, федеральное и регио- нальное, основывается на положениях, которые закреплены в Конституции РФ. Данный документ определяет права человека и гражданина. В Конституции прописаны основы, которые раскрываются в федеральных законах, регули- рующих различные форматы общественно-правовых отношений. [1] Например, в ФЗ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» закреплено право на профессиональную деятель- ность: любой гражданин РФ имеет право заниматься любой профессиональной деятельностью по своему собственному желанию [3]. Необходимо отметить, что нормы права, регулирующие правовые отноше- ния в сфере труда, объединены в Трудовой кодекс РФ, который является глав- ным федеральным законом в данной области. В этом нормативно-правовом ак- те четко сформулированы понятия работника и работодателя, оговорены такие важные понятия как «рабочее время», «время отдыха», «выплата», определен порядок создания комиссии по разрешению спорных ситуаций, разграничены основания возникновения трудовых отношений [2]. Несмотря на то, что главным источником трудового права является Трудо- вой кодекс РФ, большинство норм, закрепленных в кодексе, берут начало в ос- новном документе нашего государства – Конституции РФ. Эти нормы закрепляют некоторые принципы, которые касаются личных прав человека. При нарушении личных прав человека нарушителя ожидает от- ветственность: гражданско-правовая или уголовная. Гражданско-правовая ответственность наступает за действия, совершен- ные в нарушение интересов конкретных лиц, в то время как уголовная ответст- венность наступает за преступления различной категории. Мы уже упоминали о том, что профессиональная деятельность и правовые основы ее регулирования играют важную роль в современном обществе. Госу- дарством регулируются даже правовые основы получения профессионального образования. Подводя итог, можно сделать вывод, что с правовыми основами профес- сиональной деятельности будущих рабочих и специалистов нужно знакомить в рамках специального курса, который будет разработан педагогами организа- ций СПО с учетом особенной специальности и входить в основную профессио- нальную образовательную программу как обязательная дисциплина.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=