Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 404 чающая функция мастера производственного обучения заключается в форми- ровании у обучающихся профессиональных умений и навыков. Воспитывающая функция педагогических работников заключается в соци- ально-профессиональном воспитании обучающихся (предполагает их социаль- но-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое совер- шенствование). Но главное в воспитательной работе мастера и преподавателя – это формирование профессиональной направленности личности обучающихся: потребности в профессиональном труде, устойчивости положительных мотивов труда, интереса к профессиональной деятельности. Для того чтобы осуществление профессиональной деятельности происходило на должном уровне, необходимы прочные знания, навыки и умения, а также опыт в конкретной сфере деятельности. Кроме того требуется способность определять и четко формулировать цели своей профессиональной деятельности. Необходимо помнить, что на качество выполняемой работы и успешность человека в любых видах профессиональной деятельности влияют его возмож- ности, способности и мотивация. Так как понятие «профессиональная деятельность» имеет глубокие корни, создавать свои классификации пытались многие. Одна из самых интересных, на наш взгляд, ранних классификаций предложена В. Н. Татищевым. Согласно данной классификации выделялись: – нужные науки (к ним относились образование, здравоохранение, право, экономика), – полезные науки (к ним были отнесены сельское хозяйство, биология, хи- мия, а также математика), – увеселяющие науки (так называемые щегольские, к которым были отне- сены литература, театр и музыка), – тщетные науки (к ним относились алхимия, астрономия), – вредительская (к ним относилась только одна деятельность – колдовство, которое было распространено и популярно в те времена) [8]. В настоящее время принято выделять 4 вида профессиональной деятельно- сти в соответствии с их законодательной закрепленностью: – трудовую деятельность (такой вид профессиональной деятельности воз- можен лишь при заключении трудового договора), – гражданско-правовую деятельность (это вид профессиональной деятель- ности, возникающий при оформлении гражданско-правового договора), – служебную деятельность (особый вид профессиональной деятельности, представляющий собой нахождение специалиста на государственной или му- ниципальной службе), – предпринимательскую деятельность (вид профессиональной деятельно- сти, который возможен лишь при получении специалистом специального стату- са – оформление в качестве юридического лица или регистрация в качестве ин- дивидуального предпринимателя) [9]. Существует классификация профессиональной деятельности в зависимо- сти от ее специфики. При таком подходе каждый вид профессиональной дея- тельности закреплен на законодательном уровне, то есть имеет нормативно-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=