Университет XXI века: научное измерение
Правовые аспекты регулирования общественных отношений: направления и перспективы развития 403 – целенаправленность (профессиональная деятельность имеет конкретную цель; у педагога должно быть четкое понимание того, какой результат планиру- ется получить); – духовное взаимодействие субъектов (наиболее важным взаимодействием в профессиональной деятельности является взаимодействие типа «педагог- обучаемый», имеются и горизонтальные типы взаимодействия: «педагог- педагог» или «обучающийся-обучающийся», – между участниками образова- тельного процесса необходимо взаимодействие, без которого невозможно нор- мальное функционирование и развитие профессиональной педагогической дея- тельности). В Профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального обра- зования» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н) указаны обобщенные трудовые функции педагога: 1. Преподавание по программам профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации. 2. Организация и проведение учебно-производственного процесса при реа- лизации образовательных программ различного уровня и направленности. 3. Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обу- чающихся по программам СПО. 4. Проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями). 5. Организационно-методическое обеспечение реализации программ про- фессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированных на соответствующий уровень квалификации. 6. Научно-методическое и учебно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП [6]. Свое видение функций профессиональной деятельности освещали в своих работах отечественные ученые: педагоги и психологи. На основе изучения дея- тельности педагогов профессиональной школы Э. Ф. Зеер выделяет две группы функций: целевые и операционные. К целевым он относит функции, который направлены на достижение главной цели – обучение профессии и становление личности специалиста. Традиционно к ним относят обучающую, воспитываю- щую и развивающую функции, к целевым относится также мотивирующая функция. В систему операционных функций Э. Ф. Зеер включает конструктор- скую, организаторскую, коммуникативную, диагностическую и производствен- но-технологическую. Первые четыре характерны для педагога любого учебного заведения, последняя – лишь для педагога профессионального обучения. Обучающая функция является одной из ведущих в деятельности педагога. Ее смысл состоит в формировании у обучаемых необходимых компетенций (системы профессиональных знаний, умений и навыков). Причем наблюдается различие в обучающей функции у мастера и преподавателя: деятельность пре- подавателя дисциплин общепрофессионального цикла направлена в основном на формирование профессионально-технологических знаний и умений; обу-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=