Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 402 Т. А. Куликова, В. В. Провоторов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация. В статье освещены различные точки зрения на понятие «профессиональ- ная деятельность», раскрываются ее признаки, виды и функции; анализируются некоторые документы, составляющие правовые основы профессиональной деятельности. Ключевые слова: профессиональная деятельность, признаки профессиональной дея- тельности, виды профессиональной деятельности, функции профессиональной деятельности. Понятие «профессиональная деятельность» широко используется в педаго- гической и юридической литературе, применяется в различных отраслях права, однако его однозначное определение не закреплено в Российской Федерации на законодательном уровне. Существует множество различных трактовок данного понятия. Так, Т. Томашевский считает, что профессиональная деятельность – это вид трудовых отношений по передаче информации новому поколению, при ко- торых субъект профессиональной деятельности отражает зависимость между производительностью (осуществляемой деятельностью) и получаемой выгодой. Поэтому важно, чтобы в процессе самой работы он мог видеть полученные ре- зультаты, периодически имел информацию о достигнутых им качественных и количественных показателях [10]. По мнению А. И. Балашова, профессиональная деятельность – это вид тру- довой деятельности отдельно взятого индивида и человечества в целом, вла- деющего комплексом специальных теоретических знаний и практических на- выков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы. Зачастую данный вид трудовой деятельности становится основным средством получения дохода [7]. Занятие профессиональной деятельностью возможно только после офици- ального трудоустройства, а при некоторых видах осуществления профессио- нальной деятельности (в том числе для оказания репетиторских услуг), соглас- но действующему российскому законодательству, необходимо получение лицензировании на право ведения образовательной деятельности. Профессиональную деятельность характеризуют следующие признаки: – социальная обусловленность (профессиональная деятельность, например, педагога направлена в первую очередь на освоение, получение, передачу опре- деленных знаний, навыков и умений, то есть обязательно предполагает контакт с конкретным обучающимся или группой обучающихся); – осознанность (данный признак для педагога означает понимание того, чему он обучает, кого он обучает, и что знает сам);

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=