Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 40 работы, нередко наблюдается ригидность, доминантность, властность, стремле- ние к психологическому давлению, а также резкое снижение эмпатии.[4]. Начало профессионально-педагогической деятельности связано у учителя и психолога с постепенным пониманием возможных сложностей при общении со школьниками, имеющими проблемы в своем физическом или психическом развитии. Отсутствие быстрых позитивных изменений у детей этой группы вы- зывает у педагога пессимизм, неверие в свои силы, в успешность профессио- нальной деятельности. Для педагогов специальных образовательных организаций, которые длительно работают со школьниками с ограниченными возможностями физического или пси- хического здоровья, характерен весьма специфический профессиональный опыт, оп- ределенная ограниченность педагогического мышления. Учащиеся данной группы в реальной ситуации образовательного процесса не задают педагогу вопросов, выхо- дящих за рамки их учебной деятельности (политических, общекультурных, социаль- ных). Взаимодействие учителя со школьниками не предполагает высокого уровня его общей эрудиции и культуры, умения выстраивать диалог, убеждать, доказывать. У педагогов доминирует индиферентное отношение к вопросам детей. Во многих психолого-педагогических исследованиях подчеркивается большая, чем у учителей, чувствительность, мягкость и толерантность студентов во взаимодействии с детьми. Студенты стремятся как можно больше рассказать, объяснить детям, принимая во внимание, что нередко это дети из асоциальных семей, где они не видят заинтересо- ванного и доброжелательного отношения. Ребенок с проблемами в развитии является весьма сложным объектом по- знания по причине многослойности и ретардационных особенностей психофи- зического развития. Принципиальное значение в этом случае имеет установка педагога-психолога на понимание каждого ребенка, где доминирующую роль играет ценностное отношение к нему. В ситуации непосредственного восприятия субъекта одновременно задей- ствованы взаимосвязанные и взаимозависимые визуальные, кинестетические и мыслительные уровни личности. Итогом такого синтеза является перцептив- ный образ ребенка. Понимание ребенка – сложный, многогранный процесс, включающий не только способность педагога «читать по лицу», но и комплекс умений эмпатийного слушания, позволяющий приблизиться к внутреннему миру ребенка. Современная реальность такова, что дети с физическими или психическими проблемами здоровья находятся в условиях сегрегации. Вместе с тем самочувствие ребенка в образовательном процессе, его настроение, пове- денческие реакции определяется его статусом в системе межличностных отно- шений со сверстниками и взрослыми. У студентов первокурсников практически отсутствует конкретный опыт общения с детьми с особыми образовательными потребностями, поэтому и сложившиеся у них образы детей с ООП весьма далеки от реальности. Соци- альный опыт выпускников несколько богаче и разнообразнее, однако, также отличается фрагментарностью. Важнейшей задачей инклюзии остается не про- сто взаимосвязь теории и практики, но и демонстрация студентам вариативно- сти, гибкости применения теории в многообразном практическом поле.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=