Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 39 Широкий спектр педагогических ценностей обоснован в работах В. А. Сла- стенина, А. И. Мищенко, И. Ф Исаева, Е. В. Бондаревской, Н. Д. Никандрова, И. Л. Федотенко, E. H. Шиянова и др. Профессиональные ценности учителя отражаются в его реальном, а не декларируемом отношении к различным компонентам педагогической деятель- ности, к ее субъектам и объектам. Данное отношение является ведущим компо- нентом в сложном интегрированном конструкте, лежащим в основе профессио- нальной компетентности учителя. Теоретический анализ современных исследований показал, что в настоящее время педагогами и психологами по- степенно осознаются противоречия между: – потребностью общества в подготовке высококвалифицированных педа- гогов-психологов для инклюзивных образовательных организаций (для образо- вания, социализации, социальной адаптации и реабилитации школьников с фи- зическими и психическими проблемами) и реальной практикой функцио- нирования вузов; – необходимостью поиска более совершенных способов формирования ценностного отношения студентов к педагогической деятельности с учетом специфики инклюзивного образования и недостаточной разработанностью ме- ханизма и средств его становления в реальном педагогическом образовании. Для успешного развития как здоровых детей, так и детей с особыми обра- зовательными потребностями особенно значима профессиональная позиция педагога-психолога, его способность видеть проблемы детей и родителей в конкретной образовательной ситуации, готовность гуманизировать образова- тельную среду школы. Ряд авторов (Захарук Т., Левтерова Д., Федотенко И. Л.), проводя исследо- вания, обнаружили значительную степень корреляции профессионально- личностной позиции педагога-психолога, занимающегося воспитанием и обу- чением детей с особыми образовательными потребностями от доминирующих в социуме иллюзий и стереотипов. Многие из приоритетных мифов и предрас- судков формируются еще у студентов в процессе обучения в университете. Фаза имплицитного отрицания детей с ограниченными возможностями физиче- ского и психического здоровья типична для большинства школьных учителей и психологов. При этом, сам факт наличия у ребенка нарушения на рациональном уровне признается, однако отвергается на эмоциональном. Ядром сформирован- ного у педагогов-психологов стереотипа выступает нарушение познавательной деятельности школьников с особыми образовательными потребностями. Нам близка позиция В. А. Генкиной, в исследовании которой изучается развитие социального интеллекта педагога специальной школы в аспекте его эмоционального отношения к ребенку с нарушением интеллекта. Исследова- тель показал, что для студентов первого курса характерны такие качества как импульсивность, низкая толерантность, эмоциональная нестабильность, проти- воречивость оценок и самооценок, а также «студенческий инфантилизм». У студентов выпускных курсов выше уровень эмоциональной стабильности, способности к саморегуляции, уверенности в себе, более стабильна и адекватна их самооценка и уровень притязаний. У учителей, имеющих значительный стаж

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=