Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 388 сионального образования на основе создания и внедрения механизмов серти- фикации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреж- дений с учетом интеграции требований федерального государственного образо- вательного стандарта и профессиональных стандартов» [2]. Федеральный закон «Об образовании в РФ» [3], принятый в 2012 году за- конодательно закрепил «институт независимой оценки качества образования». Этой процедуре посвящена статья 95 закона. Помимо этого, в статье 96 описы- ваются процедуры «общественной аккредитации» образовательных организа- ций и «профессионально-общественной аккредитации» образовательных про- грамм. Согласно закону, эти процедуры добровольны, но возникает вопрос о соблюдении принципа добровольности общественных процедур, направлен- ных на оценку качества деятельности образовательных организаций. ФЗ «Об образовании в РФ» дает работодателю право составлять рейтинги ак- кредитованных им образовательных организаций и образовательных программ, это положение отражено в п. 5 ст. 96. Кроме того, сведения об итогах аккредита- ции предоставляются в соответствующие органы государственной власти. Подчеркнем, что любой рейтинг дает участникам рыночных отношений, с одной стороны некий «толчок» к активным действиям, а с другой стороны может приводить к злоупотреблениям со стороны тех, кто эти рейтинги форми- рует. Мы согласны с идеей Н. В. Новиковой, которая предлагает: «…по анало- гии с трудовым кодексом РФ на уровне федерального закона об образовании закрепить ряд концептуальных и организационных положений, а именно: сформулировать понятие и принципы социального партнерства в сфере образо- вания; определить модель социального партнёрства; установить формы и уров- ни социального партнерства; определить ответственность социальных партне- ров за результаты взаимодействия на разных его уровнях» [4]. Автор озвучивает идею «социального партнерства», при этом видит в нем инструмент повышения качества профессионального образования. Этот механизм известен давно, в частности О. Н. Олейникова писала о том, что «…социальное партнёрство – это мощное средство повышения эффективности профессионально- го образования и обучения, обеспечивающее связь образовательных услуг с эко- номической жизнью, сферой труда и необходимый баланс спроса и предложения квалификаций, умений и компетенций на рынке труда» [5]. Далее остается открытым вопрос о юридических последствиях, которые повлекут за собой общественные процедуры оценки деятельности образова- тельных организаций. Если говорить о независимой оценке качества образова- ния, то исходя из п. 6 ст. 95 ФЗ «Об образовании в РФ» ее результаты сами по себе не могут привести к приостановлению, или аннулированию лицензии на право осуществления образовательной деятельности. Что же касается общественной аккредитации и профессионально- общественной, то законом не предусмотрено никаких гарантий. Возникает во- прос: при отрицательном результате или наличии замечаний, сможет ли повли- ять на мнение участников профессионально-общественной аккредитации на ре- зультаты государственной оценки качества образования.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=