Университет XXI века: научное измерение

Правовые аспекты регулирования общественных отношений: направления и перспективы развития 381 испарятся», а осмысленное понимание их смысла при наличии интереса и вдумчивом отношении является основой прочности знаний школьников. Таким образом, можно сделать следующие выводы. Во-первых, говоря о ме- тодах преподавания юридической науки А. Х. Гольмстен поднимает вопрос и о содержании законоведения. Он считает, что главным является уяснение не со- вокупности различных юридических тонкостей (это задача для студентов юриди- ческих университетов), а понимание духа законов, тех причин, «вызвавших его к жизни». Важно проникнуть и понять суть явления, а не углубляться в сложные юридические термины. Это является очень актуальным и для сегодняшнего дня. В условиях реформирования правового образования в современной России, авто- ры многих учебников также часто углубляются в юридические тонкости, забывая о доступности материала и целях преподавания права в школе. Достаточно спорным является мнение автора о неприемлемости всякой кри- тики законов. А. Х. Гольмстан справедливо считает, что гимназист не обладая достаточной подготовкой, не может обоснованно критиковать закон и спорить с законодателем. Да, и неопытному преподавателю легче строить объяснение на критике, формируя у детей отрицательное отношение к действующему законо- дательству, что противоречит целям правового образования и системе общей профилактики правонарушений несовершеннолетних. Однако элементы крити- ческого подхода должны существовать. Поступательно развивать критическое отношение к окружающей действительности необходимо, если мы хотим воспи- тывать правопослушного человека, с активной гражданской позицией. Речь идет о формировании логического мышления, умения анализировать и делать выво- ды, необходимые и будущему студенту, и образованному человеку. Что касается методов преподавания права, то автор понимает под ним не совокупность приемов, а подход к изложению материала. Он делает логичный вывод, об ограниченном использовании исторического, догматического, фило- софского и политико-правового методов. Это объясняется особенностями юри- дической науки. Наиболее часто используемым способом изложения материала является описание. Главные принципы, лежащие в основе преподавания зако- новедения, соответствуют общим принципам обучения. Это целесообразность, доступность материала и, следовательно, способа его изложения, соответствие возрастным и умственным особенностям школьников. Главными недостатками формирующейся системы правового образования, с точки зрения А. Х. Гольмстена, были недостаток часов, отведенных на препо- давание права и нехватка подготовленных и квалифицированных специалистов и отсутствие тщательно разработанных учебников [1, c. 50]. Большинство из них «конспектировали университетские лекции» по основным предметам: го- сударственному, гражданскому и уголовному праву с процессами, а остальные не изучались [1, c. 87]. В итоге, гимназист обязан был знать, что такое «объект права», и мог не знать ни положения церкви в государстве, ни законов о печати, ни основ финансовой организации; не зная последних, гимназисты почему то должны знать, что такое «Финансовый комитет». Как отмечает А. Х. Гольмстен,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=