Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 380 Политико-правовой метод можно понимать двояко. С одной стороны, это критический подход к правовым нормам, с другой – исследование их различ- ных основ: этических, экономических, социальных и др. Гольмстен А. Х. счи- тает, что в средней школе критика вообще и законодательная в частности не уместна, вследствие того, что она должна основываться на «солидном знании», которым школьник не располагает, в противном случае она «приучает к верхо- глядству и научному легкомыслию». Что касается второго понимания данного метода, то его использование необходимо и отвечает задачам изучения законо- ведения в школе. Наиболее оптимальным методом преподавания права автор считает описа- тельный (по способу изложения) или положительно-легислятивный (по суще- ству). Во-первых, он предполагает популярность и общедоступность изложе- ния, что крайне важно в работе с подростками. Описать явления со всей точностью, подробностью и вполне понятно для гимназиста возможно и без глубокого юридического анализа. А. Х. Гольмстен приводит следующий при- мер: «Вместо того, чтобы сказать: наем есть обязательственное отношение в том, что одно лицо предоставляет другому пользование имуществом за из- вестное вознаграждение в течение известного срока, – можно описать наемное правоотношение так: собственник может или сам извлекать выгоду из своего имущества или предоставить другому пользоваться этим имуществом, получая от последнего известное вознаграждение, чаще в виде денежной суммы, а ино- гда и в виде предоставления других вещей. Это пользование выгодами чужого имущества может быть различно: квартирант пользуется квартирой в доме соб- ственника, арендатор извлекает из имения продукты и становится их собствен- ником. Это пользование должно быть ограничено сроком; если другому лицу предоставлено извлечение выгод на вековечные времена, то это будет уже осо- бое отношение и под наем не подходит». Таким образом, одним из основных принципов преподавания права должна быть доступность изложения. Во-вторых, описательный метод вызывает интерес учащегося к предмету, так как не излагает «хитро-сплетенные тонкости юриспруденции». Учащиеся, пусть даже выпускных классов, часто не склонны к сухому анализу, тех тонко- стей, которые очень необходимы и интересны юристу. Чем интересней и дос- тупней излагается материал, тем глубже он усваивается. А учителю, в случае интереса учащегося, важно подсказать, как и где можно углубить полученные на уроках знания. В-третьих, кроме того, этот метод, отвечает главной цели преподавания права в школе, а именно, изучение духа законов, через цели и мотивы его соз- дания. При таком подходе все «заслоняющее мысль закона – тонкие разграни- чения, обобщения и другие логические операции не поддаются описанию», а значит неуместны. Ведь гимназиста, как неспециалиста права интересует лишь с практической, жизненной стороны. Констатация лишь факта существо- вания закона совершенно бесполезна. Необъятная масса правовых норм, кото- рыми часто были загромождены существовавшие учебники и вызывали у уча- щихся только множество вопросов и сомнений. Заученные законы «живо

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=