Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 38 Инклюзивное образование предполагает уважение к личности ребенка с особыми образовательными потребностями (ООП) и создание, с учетом специ- фики его дизонтогенеза, психологического, педагогического и социального комфорта. Для современной системы специального образования характерна на- стоятельная потребность внедрения в практику личностно-ориентированной модели обучения, ориентированной на организацию успешного и продуктивно- го общения ребенка со взрослым. Методика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которой обучают студентов на современном этапе, к сожалению, не содержит и не реализует гуманистический потенциал дисцип- лин, изучаемых в университете (общекультурных, гуманитарных и специаль- ных). Данное обстоятельство акцентируется в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных (Левтерова Д., Рангелова Е.,Захарук Т.) психоло- гов и педагогов. Вместе с тем, большинство исследований посвящено вопросам развития профессиональной компетентности педагога, формированию системы знаний, умений, частных компетенций, в то время как проблема развития личностных качеств педагога-психолога в условиях воплощения инклюзии остается вне сферы внимания ученых. Для осмысления сущности и структуры ценностей мы рассмотрели работы С. Ф. Анисимова, Л. П. Буевой, А. А. Гусейнова, О. Г. Дробницкого, А. Г. Здра- вомыслова, М. С. Кагана, В. А. Ядова, З. И. Равкина, В. А. Сластёнина и др. Современные научные труды педагогов по проблеме освоения общечело- веческих ценностей, прежде всего, доминирующих, особенно значимы для нас, поскольку в них учитываются новые социально культурные реалии, студент как субъект рассматривается в макро- и микросреде. Анализ литературы позволил нам определить ценность как то, что пред- ставляется человеку объективно или субъективно важным, значимым, полез- ным, то, что удовлетворяет его потребности, стимулирует социальный про- гресс, способствует совершенствованию субъекта как личности. Ценностно-смысловое отношение рассматривается как интегративное лич- ностное образование, имеющее сложное строение. В его структуре традицион- но выделяют взаимосвязанные и взаимозависимые компоненты: эмоциональ- ный, мотивационный, когнитивный и операционально-деятельностный. Заслуга введения категории «отношение» в теорию и практику педагогики и психоло- гии принадлежит отечественному ученому А.Ф. Лазурскому, который обратил- ся к этому понятию, изучая характер. Он был убежден, что необходим не толь- ко психологический, но и психосоциальный анализ личности, прежде всего, при рассмотрении «социальной физиономии» человека. Наиболее полно и все- сторонне проблема человеческих отношений получила развитие в трудах В. Н. Мясищева. В развитии ценностно-смыслового отношения выделяется три основных этапа: первоначальное возникновение личностного смысла, интерио- ризация в индивидуальном сознании студента – будущего педагога-психолога – и экстериоризация отношения в конкретной практической деятельности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=